Больше рецензий

cat_in_black

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 января 2023 г. 17:28

386

5 Во имя короля!

Черные вороны кружат над полем, где нет места зеленой траве, только земля вся окрасилась в бордово-красный цвет ржавой крови. Тут и там лучи солнца ловят отблески от доспехов и лат, которые в пылу битвы покорежены до неузнаваемой кучи металла. А под ними… добрые рыцари, каких еще долгие века не увидит белый свет. Только братья вороны, своим громогласным карканьем оповестят о конце великой эпохи правления короля Артура. Хотя… смерть – это только начало.

Широкое полотно, яркими мазками истории обозначено на карте мира. Яркими алыми и золотыми буквами прошлись по территории сражений и нежным цветочным ароматом и горькими слезами обозначили любовные перипетия человеческих страданий. Какие бы великие люди не создавали канву легенд – человек подвержен эмоциональным порывам, где все построено не на холодном просчете провидца, а горячем порыве чувств. От этого все и Величие. От этого вся и Погибель.

«Hie jacet Arthurus rex quon dam rexque futurus» (Здесь лежит Артур, король в прошлом и король в грядущем.)

«Смерть Артура» Томаса Мелори классика английской средневековой литературы. Она послужила основой всех тех книг и фильмов, которые шикарнейшим розарием расцвели потом на благодатной почве – Корнуэлл, Т.Х Уайт, Питер Акройд и другие. Эта эпопея полное жизнеописание периода жизни английского короля, которое является для историков огромной загадкой. Легендой, которая читается как достоверная история одного из великих королей Англии. Символом, в образе черного ворона Тауэра, охраняющего монархию от разрушения. Можно менять, дополнять, воображать какие-то вехи, придумывать и додумывать основные черты, но правды не узнать никогда. Основа из основ всегда будет незыблема. Образы, ассоциации и яркие штрихи – меч в камне, круглый стол, Эскалибур, святой Грааль, Ланселот и Гиневра, а также подлое предательство Мордреда. Можно упростить все до легенды, а можно разобрать по частям, для изучения поколений и истоков поступков основных героев.

«Когда все места за тем столом заполнены, то всего там помещается сто рыцарей и еще полста».

Огромные круглый стол, как символ равноправия и справедливого правления мудрого короля. Все мы думаем, что Артур, почти святой, который своей мудростью смог объединить Англию, Францию, подчинить Рим и удерживать все в своих руках с помощью правильных решений и верных ему людей. Конечно, сто пятьдесят рыцарей по факту не могут глобально все это удержать, но баланс сил, когда эти рыцари имеют под своей властью еще множество вассалов и простого люда, готового сражаться в походах за короля, образует довольно большую армию. В средневековье это и было основой из основ. Множество королей, с которыми в начале своего правления столкнулся Артур в междоусобных войнах, потом, впоследствии, встали на его сторону и были посвящены в рыцари круглого стола – некого символа близкого к трону, голосу, который учитывался при принятии каких-либо государственных решений. Вот этот вот баланс в правлении, есть основа удач Артура, его открытость к советам довольно мудрых приближенных, костяка верных ему людей.

Сам по себе образ короля Артура, естественно, гипертрофирован, почти идеализирован, но где-то между строчек Мелори допускает его просчеты, слабости и уже ближе к концу правления – допущенные грубые ошибки, фатально повлиявшие на его судьбу. Основу же всей истории составляют, конечно, сами рыцари, вереницей проходящие перед глазами читателя, их приключения, судьбы и победы. Множество имен, которые рябят в глазах и сливаются в единый подвиг во славу короля. Есть и самые яркие из них - Гавейн, который мечется от слабого и отрицательного персонажа, до доблестного рыцаря, погибшего на поле боя, сложный персонаж, отражающий наиболее ярко человечность героя; Галахад, который своей добродетелью единственный смог найти святой Грааль, символично вооруженный копьем и щитом-символом будущих крестовых походов; Персвиваль, доблестный рыцарь, участвующий в поисках Грааля вместе с сэром Борсом; и конечно, квинтэссенция рыцарства - Ланселот Озерный, который, по моему личному мнению, в череде историй Мелори, является чуть ли не главный и единственных положительный герой – сильный, доблестный рыцарь, на служении которого фактически и держалась вся власть самого короля Артура.

«И я гораздо более скорблю о потере моих добрых рыцарей, нежели об утрате моей любезной королевы; ибо королев я всегда смогу найти довольно, а такую дружину добрых рыцаре не собрать больше никогда на свете».

Женские персонажи у Мелори выписаны не так подробно, опять же из-за того, что все заключалось в том, что женщина не может априори себя защитить, всегда в любой ситуации она должна была полагаться на защитника, который сможет отстоять ее честь. Женщина, вроде соблазнительного греха, где попадающий под ее влияние рыцарь сворачивает на скользкую дорожку – просящая о помощи, заманивающая Фея, образ самого дьявола. Добродетель мужчины – устоять перед чарами «волшебниц», которые несут погибель. Влияние французских романов, из которых все-таки черпал источники вдохновения Мелори, делают повествование разной насыщенности. Например, читать повесть о святом Граале намного труднее, чем историю о Ланселоте и Гиневре, т.к. символизм и нравоучения в повести о Граале выходят на первый и основной план, нивелируя человечность героев и канонизируя всеобщую непорочность и праведность.
Гиневра – роковая женщина, которая повлияла на всеобщую судьбу. Но если присмотреться и проанализировать ее поступки, не все так однозначно получается. Божий суд на который так полагались в средневековье, отлично показанной в «Последней дуэли» Эрика Джагера, показывает весь фатализм судебной системы, где женщина на костре никак не может повлиять на решение своей виновности или невиновности. В диалогах не раз упоминалось, что Ланселот не раз спасал ее от костра, похищения и голословных обвинений. Когда ее муж, король Артур, и не собирался участвовать в спасении своей королевы. Закономерный итог человеческого решения, абсолютно утрированный в средневековой истории. Границы морали довольно размыты, где сила влияет на правоту бездоказательно и не дает право на понимание. А судьи кто?

Образы, сны, предсказания – христианство и магия – все перемешано. Сознательно или от недопонимания. Мерлин не всемогущий волшебник-друид к образу которого мы все привыкли, это советник короля, который вначале его правления дает довольно ценные советы. Интуиция ли или просто житейская мудрость, все сваливается в волшебство необъяснимого. Оружие рыцарей - скорее сила волос Самсона, где меч – символ того, что оружие выбирает воина и уходит вместе с ним по окончанию его пути. Владычица Озера забрала свой дар, значит, земной путь завершен и храброго воина ждет Авалон.

Это произведение однозначно необходимое для ознакомления. Порой перечисления имен рыцарей или их однотипные походы во имя подвигов и приключений проходили бодрым маршем через страницы текста. Много и однообразно, все под одной обложкой. НО… Понятно, что Мелори собирал информацию из разных источников, чтоб как-то объединить их все в один единый сюжет, и это чувствуется по мере прочтения и развития основной истории. Эта книга о периоде правления, а не о конкретном короле. Я бы не стала так идеализировать самого Артура. Как правитель, он довольно посредственный, а как литературный герой, приглаженный легендой, он ярок и горяч. Рыцарство как таковое всегда окутано романтизмом. Истории о сильных и благородных воинах, сражающихся во имя правды, сюжет для романов просто идеальный. Щепотку волшебства, любви и сказочных персонажей (вроде злобных великанов), как не полюбить эту историю. Но слог текста довольно специфический, вроде сказаний и легенд, так что читается не так легко, как можно себе представить. Весь текст разбит на заголовки о кратком содержании, а потом идет уже подробная история с сюжетом, что позволяет читателю отдыхать на поворотах. Книга – история и книга – удовольствие. Для пытливых умов – самое оно. Для романтиков – основа из основ.

Explicit...

Книга прочитана в рамках игры Долгая прогулка 2023, команда Параноидальные ведомости, бонус.