Больше рецензий

29 января 2023 г. 20:14

808

2

Труд «Как воспитатьнастоящего человека» обращает на себя внимание громким названием. Возникает интерес,кто такой этот настоящий человек, и каким же образом его надо воспитывать? Погружаемсяв книгу. Сразу во введении мы обращаем внимание на то, как точно, по пунктамСухомлинский расписал тот самый образ человека, которого он считает настоящим.

Подход Сухомлинского квоспитанию детей основан на исключительно гуманистических принципах. Наиболееважным считается развитие в человеке уважения к себе, чувство собственногодостоинства, без которых невозможно стать борцом за справедливость, настоящимпатриотом. Человек коммунистических взглядов, Сухомлинский пытается в первуюочередь найти путь к воспитанию в человеке гражданина, способного положитьжизнь за Родину. В основе лежит постоянный умственный и физический труд,развитие эстетических и духовных качеств, постоянное расширение кругозора.

В свое время подход Сухомлинского,безусловно, был прорывом в отечественной педагогике. Его заслуженно считаютклассиком, ведь книги Василия Александровича полезно иметь не только нынешнемупедагогу, но и обычному родителю. Однако, с некоторыми мыслями, в силусовременных реалий, я могла бы и поспорить. Самой спорной стала для меня идеядолженствования. «Попытайся освободить себя от долженствования - и ты превратишьсяв раба своих прихотей. С того, что человек делает не то, что он должен делать,не то, что надо делать, а то, что ему хочется, начинается нравственноеопустошение, развращение и падение». Данная цитата идет вразрез с нынешним пониманием«правильного». Психологи и коучи вот уже который год пытаются донести идеитого, что ты никому ничего не должен; что жить надо в свое удовольствие, чтонужно прислушиваться к своему внутреннему ребенку. Все дело в эпохе. Согласна,во времена Сухомлинского получали профессию, и работали по ней до конца жизни, дадаже заходить далеко не будем, за тунеядство могли и в тюрьму посадить. В нашеже время работать можно в любом формате: в офисе, дома, на другом концепланеты, а можно и вовсе не работать, о чем усердно напоминают мало-мальски медийныеличности. Идея во всем этом одна: живи, как удобно именно тебе.

Вопросы так же вызывалораспространенное в тексте слово питомец, обращенное к детям. Лишь позже яузнала, что данным термином можно окрестить воспитанника. Однако данная форма немногоустарела, и в наши дни относится больше к животным.

В остальном я солидарна савтором, ведь Сухомлинский учит во всем докапываться до истины, не приобретатьзнания методом зубрежки, а получать их через понимание. Так же автор говорит отом, как культурный уровень семьи напрямую влияет на духовный мир подростка.Очень важна работа рук, тонкая работа, требующая точности и продуманности.Развивая в себе культуру через работу руками, человек не только повышает свойобщий интеллектуальный уровень, — все навыки отпечатываются в его мозгу:точность, аккуратность, нетерпимость к работе "как попало", "наскорую руку", повышаются эстетические чувства. Сухомлинский считал важнымумение раздуть огонь жизни в каждом подростке, направить внутренний поиск вверное русло, сформировать принципы духовной чистоты, доброты, честности,непримиримости с несправедливостью и злом. Равнодушие в сердце подросткаотождествляется со злом, пороком. Сердце подростка должно гореть.

В книге очень многопоучений, но также и много проблем актуальных для современного общества. Ихвидно буквально из оглавления: "как воспитать у школьников моральнуюготовность к воинскому долгу", "как воспитывать у юношей и девушекотношение к любви на примере отношений между родителями", "какформировать у воспитанника радость познания" и др.

Данный труд носит нетолько теоретический, но и практический характер, который можно эффективноиспользовать в духовно-нравственном формировании школьников на современномэтапе развития общества. Проблема совести как никогда актуальна и сегодня, ипоэтому представляет большой интерес.