Больше рецензий

vamos

Эксперт

Развлекаю только себя.

29 января 2023 г. 21:32

392

2

В том, что я прочитала эту книгу, есть один плюс - теперь она меня хотя бы не бесит. Это была одна из тех известных книг, которые мозолят глаза, и ты долго метаешься, не зная, читать или не читать. Например, Безмолвный пациент или Марсианин. Иногда случается, как с Марсианином, когда книга оказывается достойной шума вокруг неё и всех своих хороших отзывов, но что Безмолвный пациент, что Острые предметы... Мда. Казалось бы, можно было понять всё о Гиллиан Флинн после Тёмных таин, но надежда же умирает последней.

В общем, это одна из тех историй, если долго читать которые, можно двинуться умом. Внутри сплошная серая краска. Мы смотрим на происходящее глазами настолько унылой героини, что понемногу начинаешь понимать, каким образом уныние попало в список смертных грехов. Если в романе пьют кофе, он обязательный мерзкий, если едят пончик, он обязательно несвежий. Освежители воздуха воняют, ладошки потеют, в гостиничной ванной плавают чужие лобковые волосы.  И член у чужого мужа размером с её палец. И вообще, жизнь говно, а мы какашки. И это раздражает настолько, что когда ты узнаёшь о героине некоторые подробности, объясняющие такой взгляд на мир, сил на жалость уже не остаётся. При этом есть ощущение, будто между читателем и Камиллой стоит непроницаемый для эмоций экран. Она вроде бы очень подробно рассказывает об интимных вещах, но при этом всё равно остаётся максимально закрытой. Что любит эта женщина? Что её радует? Как она проводит время? Что с ней происходило между тринадцатью и тридцатью с чем-то там годами? И можно навалить сколько угодно мерзостей, произошедших с ней, если героиня кажется не человеком, а просто функцией, воплощением психиатрического диагноза, симпатий она не вызовет. В принципе, как и все остальные герои. Единственной сильной сценой в романе была сцена в магазине, где Камилла с матерью приехали покупать платья. Там хоть какое-то было эмоциональное воздействие, и то, если не начинать вдумываться и искать логику в поступках Камиллы (ты не видела, что надеваешь, дурочка?).

Перевод ситуации не улучшает. Не решусь назвать его совсем уж халтурным, но местами он был странным. То время начнёт прыгать с настоящего на прошедшее и наоборот, то какие-то странные конструкции попадаются. В аннотации фамилии Камиллы - Паркер, в тексте - Прикер. А когда я попыталась высчитать разницу в возрасте между ней и Мэриан, мой мозг чуть не сломался, потому что прямо она нигде не упомянута, а те кусочки, по которым можно сделать выводы об этом, противоречат друг другу. А ещё она называет всех подряд "господин", вместо "мистер", и мне интересно, это какая-то фишка, о которой я не знаю, или просто на этот текст действительно было плевать всем.

Что касается детективной линии, то она просто мерзкая. Камилла - журналистка, и для меня до сих пор является нерешённым вопросом моё отношение к журналистам вообще  и к вот таким представителям профессии в частности. Из-за этого каждый раз, когда жители городка обламывали её с ответами на вопросы, я была скорее на стороне жителей, в жизнь которых бесцеремонно влазит какая-то посторонняя мадам. И всё расследование сводится к тому, что она расспрашивает родителей убитых девочек в надежде получить душещипательные моменты для статьи, и обижается на полицию за то, что ей не дают комментариев. Ну и интимную жизнь налаживает попутно, но это хотя бы интересно было. Есть ли у читателя шанс отгадать, кто преступник? Ну, только если читатель будет ориентироваться на безумие. Кто более чокнутый, тот и преступник. А книга и представляет собой парад психбольных, так что покопаться будет в чём. Каких-то логических подсказок я не обнаружила вообще.

В общем, возвращаясь к началу, единственная положительная эмоция от чтения - наконец-то я познакомилась с этой книгой, можно с чистой совестью о ней забыть и никогда больше не притрагиваться к творчеству Гиллиан Флинн.