Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

29 января 2023 г. 23:52

175

3.5 Спойлер Венецианский лев поднялся им навстречу и распахнул крылья

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры.

О, пожалуй, в этот раз получилась добротная (хоть и типичная) история от Михалковой. Пусть главным местом действия и выступает Венеция вместо какой-нибудь российской деревушки — здесь всё абсолютно такое же. Ведь писательница пишет о своём любимом: очередной унылый брак типичной российской гетеро-пары, криминал, Макар с Серёжей и вьетнамские флеш-беки.

Поэтому мы видим несколько сюжетных линий — расскажу немного о них и своих впечатлениях. Первая линия сводится к отношениям главной героини Виктории Маткевич с её мужем Олегом.

Далее.

А точнее к бунтовской поездке работающей жены и матери на неделю в Венецию. По сути это был довольно умеренный кризис среднего возраста у женщины, уставшей от потребительского отношения к её личности со стороны всех членов семьи. Сначала она сублимировала все свои несовершённые мечты в блокнотик, а когда тот закончился осознала, что всю жизнь делает только то, что «кому-то надо». Модель поведения Олега в стиле «бытовой инвалид», как ни странно, довольно распространена как в литературе, так и реальной жизни (дамы, остерегайтесь). Разница с более популярным образом заключается лишь в том, что он не «выпивает» и не прибегает к рукоприкладству. Этакий «мамкин царёк», который ещё и работает! Вообще, молиться на него надо, ага. Кхм.

В общем, неудивительно, что муж устраивает унизительную истерику, когда Вика спокойно предупреждает его о своём отпуске. На мой взгляд это очень показательный момент: женщина не психует и, хлопнув дверью сваливает их дома. Она готовит всё необходимое, спокойно собирает вещи, озаботилась тем, чтобы у её «семьи» было «что поесть» (хотя муж настолько олень, что не заметил полного холодильника еды и творил какую-то ерунду из несчастной картошки) и т.д.

Мне было интересно наблюдать за ощущением свободы и влюблённостью героини в новый город. Этакое ощущение приятной лёгкости. Здесь же случился конфликт со свекровью (по телефону), в котором Вика впервые дала отпор откровенно оскотинившейся тётеньки. И вот тут мне не совсем понятна личность Ларисы Витальевны. Она ведёт себя с невесткой как последняя (карикатурная) твaрь. Но при этом откровенно признаётся сыну, что её брак — убожище (муж бывший мудила и кабель, а она теперь «привязана» к не очень умному старику, пославшего врачей куда подальше и «догулявшегося» до полной беспомощности.). Вопрос: то есть свекровь пыталась вымещать злость на себя, третируя Вику? Или это изощрённая попытка «позволить очнуться» женщине, попадающей в ту же ловушку, в которую угодила Лариса? Мол «доведу до ручки, пусть свалит из семьи и заживёт для себя»?

В общем, семейный вопрос у Михалковой нечто любимое, хотя и с меньшим трагизмом, чем это бывает обычно. Здесь у «терпилы» заканчивается терпение и это приводит к изменениям в жизни.

– Ты меня выставляешь какой-то дурой, – напряженным и несчастным голосом сказала Вика. – Которая сама поощряла… все это!
– Не поощряла, – мягче возразил Илюшин. – Лишь каждый раз выбирала то, что требовало от тебя меньших затрат. Ты не переносишь скандалов и ссор. Уверен, в любой ситуации, когда надо было настаивать на своем, ты просто отступала без спора.

Так что пока Вика наслаждалась видами Венеции, Олег познавал на своей шкуре что такое «ой, да чё там делать-то». Но когда жена не возвращается в срок, он делает хоть что-то полезное и обращается к нашим любимкам — Бабкину с Илюшиным. Вот эта парочка делает роман особенно прекрасным с точки зрения взаимных подстёбов детективов. И ещё жутко смешно, что Бабкин соглашается на дело только потому, что хотел побывать в Венеции (странно ещё, что Машу с собой не прихватил). Расследование ведётся как всегда — достаточно бойко, ребята много шутят и действуют в рамках привычных образов.

В романе также встречается много отсылок к предыдущим романам (обычно одна-две, а тут больше): вспомнят и «Артемиду», и нескольких старых персонажей. Мне нравится, как Михалкова втравливает саморекламу самым невинным образом. По сути все эти отсылки смотрятся уместно, потому что персонажи... просто вспоминают прошлое, используют уже сложившиеся связи и т.д. То есть здесь нет такой ерунды, что герои приходят в книжный магазин и обсуждают другую книгу автора (реальный случай).

Вторая основная линия, связанная с мафией мне не понравилась. Слишком заезженно и мелодраматично. Хотя в динамике этой части не откажешь, но вот как-то не зашло. Даже с учётом странного «Хэппи энда» в виде смерти плохого «Папаши», бегства Капитана с хитрющим сыночком «Папаши» и родной болезненной дочуркой. Да и сцена в Шереметьево была слишком уж киношной — я бы поняла, если бы они тупо разрыдались и обнялись или закатили истерику друг другу. А тут какое-то недопредложение (о_О) Радует только то, что впоследствии Вика всё-таки донесла до мужа, что вести себя как «царёк» — сомнительная тактика поведения, которая больше не прокатит.

В любом случае, мне было интересно слушать этот роман в исполнении Игоря Князева (11 ч 19 мин). Чтец как обычно немного переигрывает на женских ролях, но вот Макар в его исполнении мне очень понравился. Здесь прямо-таки сошлось восприятие героя и голос — это точно зараза-Илюшин :D

свернуть

СиВ: 372. КПО-3, Ход №1 (отзыв);
Охота на Снарков [2023]: 319. Родина автора — Россия.