Больше рецензий

31 января 2023 г. 06:44

112

3

Для меня книга стала откровением. Это сравнимо с моментом, когда перечитываешь мифы Древней Греции в более взрослом возрасте и понимаешь, что боги были жестоки, несправедливы и неидеальны. В детстве король Артур воспринимается как храбрый рыцарь, защищавший свою страну, который ввел круглый стол для своих верных соратников и преданно любил супругу Гвиневру. В данном сборнике этот образ сокрушительно разбивается.

Особенностью произведения является то, что многие события порой не связаны друг с другом, так как автор использовал разные источники информации и по кусочкам склеивал их, иногда нарушая хронологию. В книге очень много имен, что представляет трудность – для понимания сюжета необходимо помнить, какой территорией управляют упомянутые короли, кто является союзником или же врагом. Сборник объединяет восемь историй про Артура, Ланселота Озерного, Тристрама, Грааль и других. Интересно читать, насколько же различались нравы той эпохи по сравнению с последующими историческими периодами, некоторые действия и представления персонажей кажутся очень странными. Например:

Вскормленный молоком женщины более низкого происхождения, Кэй, по понятиям того времени, впитал такие чуждые рыцарю черты, как трусость и зависть.
Поглядела девица на бедного рыцаря и видит: он собою хорош, но из-за того, что его одежда была бедна, не верилось ей, что он славный рыцарь без низости и обмана.

У многих персонажей порой размыты границы между верностью и изменой, благородностью и подлостью. Мерлин предрекает королю смерть от рук собственного сына, который родится в первый день мая. Пытаясь избежать этого, Артур приказывает собрать всех младенцев на корабле, чтобы потопить. В примечаниях указано, что это является аллюзией на избиение младенцев в Новом Завете. На страницах книги Артура часто называют доблестнейшим, однако эта характеристика не сочетается с его поступками. И такой противоречивостью обладает не только он, но и Ланселот, и Тристрам. Возможно, что многие гнусности – часть художественного вымысла автора, так как в биографии Мэллори написано, что он писал сборник в тюрьме, будучи осужденным за нападения и «неоднократное насилие над замужними женщинами».

В остальном «Смерть Артура» по стилю и трактовке напоминает типичные для средневековой литературы романы, в которых воспевается воинская доблесть. Как и было указано в предисловии, сборник повествует про «рыцарское благородство, галантность, человеколюбие, дружество, храбрость, любовь, доброжелательность, трусость, убийства, ненависть, добродетель и грех».
Не думаю, что возникнет желание перечитать данную книгу, так как разрозненность и нескладность сюжета немного испортили впечатление. Мерлин видел будущее, однако не смог предотвратить многие «печальные» события, он влиял на ситуации выборочно, хотя никаких ограничений в использовании этой силы не было указано. Да и мораль некоторых историй оставляет желать лучшего.
В целом, любопытный сборник, но весьма специфический.