Больше рецензий

31 января 2023 г. 15:18

292

2 Спойлер

Итак, что у нас тут в доме тысячи дверей? Необычный, по-настоящему волшебный цирк, делающий вид, будто он притворяется волшебным. Но красивые описания мест, развлечений и артистов нужны только для того, чтоб заполнить пространство и показать, что герои и вот так тоже могут колдовать. И, в общем, все. Цирк катается по миру, за ним катаются поклонники, он необычный. Если хочется мрачной и загадочной атмосферы старого цирка лучше почитать "Надвигается беда" Брэдбери (ладно, там карнавал, но не суть). Цирк служит черно-белым - это не упрек, это оригинальный дизайн, к которому у меня как раз нет претензий - фоном для истории викторианских недо-Ромео и недо-Джульетты от мира магии. Причем у нашей Джульетты, Селии, своя персональная тень отца Гамлета (бесячий персонаж, должен сказать). И - ну вы поняли - проще почитать Шекспира. Отсылочки это очень мило, конечно, но одними отсылочками сыт не будешь. А насытиться тут, по большому счету, и нечем.
Начало, правда, интригует. Два древних волшебника, решая не то какие-то свои личные давние конфликты, не то судьбы миров, берут под опеку по одному ученику, которым в будущем предстоит встретиться на поле битвы. По недвусмысленным намекам сразу становится понятно, что один из них состязание не переживет. Ни целей, ни правил не раскрывается - все покрыто тайной. Читатель озадачен, пойман на крючок, возмущен безразличием одного волшебника, жесткостью, даже жестокостью в воспитании другого. Юный Марко, усыновленный из приюта, предоставлен учебникам и конспектам, а Селии родной отец ломает пальцы. Родители года. Дети осваивают волшебство, совершенствуются, растут. Читатель все еще не знает, зачем, но пока все еще интересно - к чему дело идет?
А дело идет к цирку. И на этапе, когда идея зарождается, развивается, обсуждается, а потом воплощается шаг за шагом, когда цирк наконец-то открывается первым зрителям, Селия становится его частью, а Марко принимается воздействовать на расстоянии, мое терпение почти истощилось, а интерес иссяк. Здесь закончилась лучшая часть книги, честное слово.
Потому что - сюрприз! - не будет ни битвы магов, ни четких правил. Ну ладно, в кое-какие правила нас посвятят вместе с героями: они не должны вмешиваться в колдовство друг друга и, по большому счету, вообще взаимодействовать. Но, конечно, они знакомятся и взаимодействуют. Марко и Селия большую часть истории будут обмениваться маленькими трогательными сюрпризами: смотри, какой аттракцион я могу добавить! Я могу цвет платья менять! А я - внешность! Ну нет, верни нормальную! Очень миленько и очень скучненько. Правда, я пытался проникнуться, но ведь не цепляет. Вообще не цепляет, потому что любовная линия давно очевидна (и боже, как уныла!), с любовным треугольником провал, а с обещанным противостоянием все еще ничего никому не понятно. Нет причин переживать о судьбе героев. Не возникает ощущения, что их жизни под угрозой, что может случиться что-то жуткое, что им придется совершить какой-то тяжелый моральный выбор. Все очень вялотекуще и так же бессмысленно, как причины конфликта волшебников. То есть, читателю в самом конце расскажут, что это у нас был конфликт двух школ, порядка и хаоса, мудрого волшебника и его бунтующего ученика. Казалось бы, какую яркую историю можно создать! Но получается что-то тусклое и невнятное, потому что ни персонажи не понимают, зачем они нужны, ни читатель, конфликт высосан из пальца и просто нелеп.
Да, кстати. Хоть у нас здесь и Ромео с Джульеттой, но разве можно без хэппи-энда? Поэтому - спойлер - они как бы умрут, но как бы и не нет. Теперь они всегда будут частью цирка, призрачные и неразлучные, ах~ Ну счастье же, да? Ну... нет? Классно же - навечно застрять где-нибудь. А заодно у меня вопрос: а чо поменялось-то? Селия и Марко как сидели в клетке, так и дальше сидят. Им больше не нужно продолжать поединок, конечно! И тут можно было бы порадоваться, сложись на протяжении книги ощущение, что этот поединок - нечто ужасное, страшное, невыносимое, чтоб читатель поверил, что лучше умереть, чем так жить. В таком случае схема как-то оправдала бы себя. Но имеем то, что имеем.
С персонажами особый разговор. Они правда какие-то бессмысленные и бесцельные. Чисто формально можно что-то накопать, но нет ощущения, будто они вообще способны к чему-то стремиться, в них не чувствуется жизни. Это романтика двух вырезанных из картона куколок на фоне черно-белых декораций. Они что-то делают, когда нужно куда-то повергнуть сюжет. В их привязанности и переживания не веришь. И мне не кажется, что автор преследовала цель создать такое впечатление.
Еще докопаюсь до гениального хода с передачей цирка. Потому что правда выбесило. Когда под маркой "ну, мы хотим, чтоб у тебя было то, чего не было у нас - возможность выбирать" человеку (к тому же подростку) предлагают выбор между "ты можешь возглавить цирк, но, может быть, это навсегда, вот прям совсем навсегда" и "можешь отказаться, конечно, но тогда твой обожаемый цирк все, вот прям совсем все, схлопнется и очень скоро" это не так называется.
И еще позволю себе вступить в дискуссию с финальной сценой книги и выразить свое мнение: истории нужно рассказывать не только сердцем, но и мозг подключать. Может, тогда получится что-то более осмысленное.

Прочитано в рамках Новогоднего флэшмоба 2023.

Комментарии


Вот это да, действительно правдивый отзыв. Мне долго советовали книгу. Ну начав читать я достаточно быстро разочаровалась от количества картона. Сначала подумала, дать ещё шанс, а затем решила почитать отзывы. И ваш отзыв облек в слова мои мысли.


У меня не было завышенных ожиданий и рекомендация только одна в рамках флэшмоба, но на автора посматривал. Потом долго недоумевал, за что столько похвал =) Хотя, если люди нашли в книге что-то свое, почему бы и нет, конечно.


И спасибо за совет почитать Брэдбери, думается мне, будет интересно.


Не за что, надеюсь, понравится =) Он вообще прекрасен, не только это конкретное произведение.