Больше рецензий

4 февраля 2023 г. 12:12

637

4 Вампир и жертва

В этом романе показан настолько сильный женский характер, что абсолютно все мужчины выглядят слабыми. Даже Инсаров меркнет на этом фоне.

Елену можно понять: она не хочет, чтобы ее жизнь была пустой и обыденной. А вот дальше сложнее: она страстно желает пожертвовать собой какому-нибудь великому делу. Не посвятить себя (то есть совершать нечто полезное), а именно пожертвовать (героическая роль, подвиг). Что стоит за этим стремлением — христианская выучка или мазохизм, сложно сказать.

Поскольку прямых путей для приложения женских сил тогда не было, это происходит опосредованно: она в каждом мужчине ищет человека, созданного для великого служения. Не хочется говорить, что она собирается паразитировать на Великом Деятеле, это можно назвать благородными словами — сопричастность, сотрудничество. И всё же, для самореализации требуется некто.

Перед ней художник, ученый и герой — болгарский эмигрант, который борется за независимость своей родины. Женщина выбирает героя.

Но он не успевает совершить ничего героического и умирает от болезни, совсем как Базаров. Богатырь, силач, только что запросто швырнувший своего обидчика через голову в пруд, простужается под дождиком — и сразу скоротечная чахотка. Ему как будто ничего другого не остается, и не только потому, что автор не был в Болгарии и не мог бы описать национальное освободительное движение.

Вот они оба, Елена и Инсаров, после начала совместной жизни:

«Всё ее тело расцвело, и волосы, казалось, пышнее и гуще лежали вдоль белого лба и свежих щек».
«У Инсарова, напротив, выражение лица осталось то же, но черты его жестоко изменились. Он похудел, постарел, побледнел, сгорбился».

Что-то мистически зловещее просвечивает сквозь реалистический социальный роман. Сильные женщины у Тургенева не только лишают воли своих мужчин, подминают их под себя, но буквально высасывают из них жизнь. А мужчины, стоит им влюбиться, начинают чахнуть, губить себя или стреляться. Это особенно заметно, когда читаешь один роман за другим — просто в глаза начинает бросаться.

Ладно бы злодейки — но и с «правильными» женщинами как-то само собой вытанцовывается то же самое. Изначально деятельные мужчины рядом с ними почему-то вянут и угасают. Ровно то же повторится в романе «Новь» в паре Марианна — Нежданов. Несмотря на то что Тургенев старается изо всех сил, чтобы читателю «положительные» Елена и Марианна понравились.

Если вернуться к Елене, то она добилась того, к чему стремилась, хотя, уехав в незнакомую страну без знания языка, вряд ли смогла там сделать что-то полезное. Автор пишет, что след ее там затерялся. Зато захотела собой пожертвовать — и пожертвовала.

О горе оставленных ею родителей речь вообще не идет, кому они интересны с их горем. Сила сильных в том, чтобы ломить свое, идти по головам, у них ведь великие цели. Инсарова жалко.

Сайт «ВИТАМИНЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА»

Комментарии


Возможно Елена действительно повлияла на Инсарова, так как мне кажется, что он не стал бы так долго задерживаться в Москве, ведь в начале произведения чуть ли не на каждой странице написано, что Инсаров чем-то активно занят. Плюс к этому ко всему, мне кажется, если бы он был один, то оказавшись в Венеции он не стал бы ходить по театрам или просто гулять по улицам, немного на него не похоже, даже если они это делали из-за того, что ждали человека, который должен был их отвезти. Просто мне кажется, что Инсаров бы чуть ли не пешком пошел, но не ждал.

Получается, что личная жизнь мешает-таки выполнению миссии. Парадокс: Елена стремилась помогать Инсарову, а по факту только мешала. Мне кажется, что если бы он был полностью сосредоточен на своей задаче, которая была смыслом его жизни, то не провалил бы ее.