Больше рецензий

4 февраля 2023 г. 19:22

201

2 Лени, не затирай

В мемуарах я искала ответ всего на один вопрос — какого это идти на сделку с дьяволом. Ответа я так и не получила. Очевидно, что Лени никакое не чудовище, даже не монстр под кроватью, она просто приспособленец, которому глубоко плевать на всё происходящее пока трагедия не постучится уже к ней в дверь (как это созвучно с нынешним временем), ну и, чего там, из каждой ситуации она выжимала выгоду по максимуму.
В самих мемуарах Лени вся такая трепетная лань, воодушевленная и благодушная, несчастная и наивная: то Геббельс за коленку схватит, то Гитлера приходилось со слезами на глазах умолять не снимать «Триумф воли». Ох, а там и весь мир, сражавшийся с фашизмом, подвез культуру отмены. Конечно, Лени не знала о концлагерях, не знала о Хрустальной ночи, не знала о том, что творят с евреями, как воюют немцы, до последнего оправдывала Гитлера, перекладывая вину на его окружение и задавалась вопросом — а знал ли он об Аушвице и Бухенвальде. Господи, ну камон!!!
И все это писала даже не зрелая женщина, а матерая бабка. Можно было бы отстегнуть хоть граммульку правды: книга-то здоровая. Ради чего, спрашивается, я читала все эти влажные фантазии о фюрере.
К Лени не испытываешь ни презрения, ни жалости, только периодически возмущаешься ее страданиям по благополучной некогда жизни. Прости, милая, но после «Блокадной книги», дневников Элен Берр и еще с десятка произведений, документально запечатлевших всю ту дичь, что творил режим, интересы которого ты «со слезами на глазах» обслуживала, это все не прокатывает.
Невольно задаешься вопросом: а состоялась бы Лени Рифеншталь без третьего рейха. По сути две ее главные работы — «Триумф воли» и «Олимпия». Хотя баба она без спору талантливая и видная и уж точно не пропала бы, поступи как Марлен Дитрих, давшая по съ..ам в 1930 году.
Лучше всего о ЛР высказалась Фрэн Лейбовиц в «Pretend it’s a city». «Пустить такой талант на такое дело. Лучше бы она была ужасным режиссером».