Больше рецензий

grt_pretender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 января 2014 г. 23:39

335

3

«Всегда, когда телефон не звонит, я знаю, что это ты…»


Я думаю, в какой-то степени это тоже талант - писать ни о чем, но так, чтобы потом было, о чем подумать. И есть такие книги, которые несут отсылки к другим книгам, сюжетам, собственным воспоминаниям, по сути не предлагая ничего нового и очень скоро стирясь из памяти. Ими вполне можно зачитыватся в минуты одиночества для ощущения, что ты не один такой вот нескладный и вообще странный. Ими можно восхищаться (что делают многие), ругать за бездарность (аналогично), философствовать над ними, делать на них деньги наконец, печатая в мягких обложках с призывными фотографиями. И есть писатели, которые пишут такое книги.

Это сборник из трех произведений. В каждом говорится об отношениях мужчины и женщины, в каждом улетаешь в полную подробностей жизнь героинь, каждая из который имеет то, что ей не нужно, и не имеет того, что нужно. Первое, «Мартина», одно из моих самых любимых имен. Написано в рамках студенческого интернет-форума, т.е. имеет несколько авторов. В качестве цели ставилась задача написать историю, которая трогала бы (и, очевидно, продавалась) любого, историю о любви, дружбе, тяжелом, но нужном выборе, взрослении и т.д. Если обобщить, то книга о выборе Мартины между двумя мужчинам, осознании, кого же она любит, и ее подруге, которая влюбляется в ее отца, ломая свои прежние стереотипы об отношениях и жизни. Попутно здесь всплывает связь между чувством любви/влюбленности к человеку с тем, насколько хорошо ты его знаешь. Нужно ли знать, чтобы любить? И зачем? Ведь можно по-разному узнать человека. Можно быть с ним вместе каждый день, помогать в чем-то, научиться читать его как книгу, а можно просто прочитать без спроса его блог и делать вид, что ты все о нем знаешь. И конечно же, неподражаемое описание женской логики:

Она резко вырвалась:
— Уходи. Пожалуйста, уходи! Ничего не говори… Уходи!
Он вышел без лишних слов. И не вернулся. Как он посмел не вернуться?!


Далее идет рассказ «Неверность». Есть здесь Фрейд, и не зря он здесь) Безусловно, им при желании можно объяснить что угодно, чем и занимаются герои, напрочь утонувшие в непонимании того, что им нужно, кто им нужен, в изменах и свободной жизни.

«Дружба - одно из проявлений нарциссизма. Выбирая друзей, мы делаем ставку на их максимальное сходство с нами, чтобы увидеть себя в их глазах, словно мифологический Нарцисс в зеркале вод, с которым он не в силах расстаться».


В последнем рассказе «Рождение» с помощью нескольких временных пластов подается история неудачных отношений девушки, которая под конец обрела своего избранника, чтобы очень скоро его потерять, да еше и в Рождество (спасибо, кэп, за оригнальность).

Вообще часто можно услышать, что чтение прозы Вишневского вызывает четкое ощущение тоски. Надо сказать, да, очень точно, причем тоски по-мужски однозначной, это вам не Саган с погрустили и забыли. Складывается ощущение, что автор тщательно препарирует рзаличные жизненные ситуации и эмоции, выделяя некие микромолекулы (очевидно, одна из профессий влияет), а потом выбирает самые щемяще-женско-слезные, объединяет их вместе, добавляет грустного невротичного (или же наоборот слегка замороженного) героя-мужчину, сталкивает людей вместе и публикует под емким названием. У меня во время чтения возникал один вопрос: Зачем? Зачем это было писать? Не то чтобы мне нужна глобальная идея, концепция и т.д. Ну вот описал путь героини к счастью и убил ее избранника? Зачем? Присоединил размышления о Фрейде и историю перекрестных измен. Зачем? Рождество добавил. Зачем? Даже поток сознания имеет какую-то направленность, а проза Вишневского? Возможно, я просто ее не вижу.

Источник