Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

11 января 2014 г. 14:59

364

5

"… бывают книги, с которыми не разобраться — то ли ты их читаешь, то ли они тебя. Бывают книги, которые просеивают, перебирают тебя, как горсть пшена, и отщёлкивают закравшиеся камешки, чтобы они, когда ты станешь кашей на Суде, не скрипели на зубах Бога."


Я с некоторым предубеждением отношусь к современной российской прозе. Но романы Павла Крусанова – это именно такие книги, которые могут «просеять» и «перебрать» читателя и, возможно даже в чем-то изменить. Впервые я ощутила этот эффект затягивания в пространство романа и внутреннего изменения при чтении "Укуса ангела" и вот теперь меня прочитал роман «Бом-бом».

Пересказывать содержание постмодернистского романа на тему российской истории бессмысленно, поэтому скажу лишь то, что книга по-хорошему увлекательна, следить за поворотами сюжета не менее интересно, чем за развитием событий в детективе или приключенческом романе.

"Бом-бом" - современный постмодернистский роман, но это не означает, что он тяжелый, запутанный или малопонятный. Наоборот, книга читается очень быстро и легко, она по-настоящему смешная, сложная без лишней усложненности, и уж точно не глупая.
Очень порадовало то, что автор с очевидно богатой фантазией и умением выстраивать сюжет не ушел в чистое фентэзи или беллетристику, а стал писать книги, где фантастические элементы тесно связаны с философскими идеями, а мифологические и фольклорные мотивы, яркие образы и метафоры, многослойность повествования служат не только и не столько для развлечения читателя, но и для осмысления исторического процесса.

Не берусь говорить о каком-либо литературном влиянии, но мне вспоминались книги Салмана Рушди ( "Стыд" ), Мо Яня ( "Страна вина" ) и Виктора Пелевина.

Кроме того, что Павел Крусанов увлекательно пишет, он еще и блестяще владеет самыми разными стилями русского языка, чувствуется, что автор любит слово, подчеркивает силу слова и делает язык движущей силой развития сюжета.
Один из героев говорит другому:


Ведь вы, князь, не более чем фраза на том языке, которым мир стал. Но и не менее. На иных-то и слова даже не нашлось – так, аффиксы ходячие.


Вместе с тем, роман Павла Крусанова лишен пафоса, автор не переоценивает возможностей художественного слова и относится к писательскому труду с немалой долей иронии:

Не пиши никаких слов, - сказал Норушкин, - Позволяй своим бредням улетать в небеса безвозвратно.
-Это почему?
-Начни ты их записывать – ненароком станешь писателем, а писателя, в отличие от прочих смертных, черви едят дважды – сначала могильные, а потом библиотечные.



Как мне казалось, основной идеей романа был волнующий многих современных авторов (вспомним "t" Виктора Пелевина) вопрос о соотношении свободы выбора и предопределенности, власти судьбы и случая. И ответы, предлагаемые Павлом Крусановым, оказались очень созвучны моим мыслям по этому поводу:

В итоге получалось, что судьба даёт человеку право выбора, включая право на отказ от права быть ею выбранным, но не позволяет ему в этом театре самому стать режиссёром. Одновременно самой себе она может позволить всё – она агрессивна, безответственна, беспринципна и разнузданна. Имей она как сущность человеческое воплощение, так что с ней можно было бы говорить на языке медицины и юриспруденции, её наверняка упекли бы в психушку.


Найдя достойного «партнёра», судьба благодарит его своей наивысшей благодарностью: вместо биографии она дарует человеку предание, которое зачастую включает в свою структуру, помимо подвига и величия, далеко не самую комфортную/безмятежную жизнь и не самую лёгкую/быструю смерть.


Говоря о власти судьбы, Павел Крусанов верит в человека , в возможности развития личности и, по-своему, остается оптимистом.


...чтобы чего-то добиться и стать кем-то, кто больше тебя сегодняшнего, надо безоговорочно вообразить себя этим кем-то и быть настойчивым в своём заблуждении – иначе ничего не выйдет.


А вот эта цитата из романа стала для меня одним из лучших в литературе определений смысла жизни:

Наша задача, если отважиться на честность самоотчета, состоит не в том, чтобы устраивать жизнь безмятежной, а в том, чтобы устраивать ее многоцветной.

Комментарии


Я с некоторым предубеждением отношусь к современной российской прозе.


вот как-то да… но эту книгу решила прочесть давно, но никак не решусь. было интересно узнать Ваше мнение


По-моему, это сейчас самая большая проблема - разобраться в современной российской прозе. Мне кажется, суровейший кризис жанра.


суровейший кризис жанра.


вот уж точно ((((


Надо LL предложить тему: каждому зарегистрировавшемуся написать - кому рассказ, а кому и ого-го что! Ударить, так сказать, по без... и раз... !


А Вы выступите с инициативой.))) и лозунг уже есть


:))) Ну что Вы! Уверен, что среди участников LL есть люди, которые пишут, есть! И было бы на самом деле интересно почитать их.
На полном серьезе: если Вам эта идея нравится - предложите её LL! Представьте, какое воодушевление это вызовет. И кроме того, в определенном смысле сплотит, уж простите за слог, ряды LL-евцев!
Займитесь этим, это достойное предложение, я уверен в этом!


Это действительно интересно...и здесь люди "выкладывают" самиздат...вот только лично я не занимаюсь организаторскими вопросами... к сожалению и временя не всегда имею)))


Ну и ладно на самом деле! Закат сегодня красивый!


Закат??? Вы заметили, несмотря на холод?)


А у меня в последние годы период борьбы со своим предубеждением. И, что самое приятное и удивительное, я нередко нахожу бриллианты в грязи. Ну, или по крайней мере, мне так кажется.)


Поделитесь 1-2 бриллиантами! К Вам вернется вдвойне!


Рекомендую еще в качестве первоисточника образов у Крусанова посмотреть трактат Александра Секацкого «Моги и могущества».


Моги их могущество?
А почему роман, написанный в форме эзотерического трактата (так в аннотации значится) Вы называете "трактатом"?


Точное название - «Моги и их могущества».
А трактат, потому что такова структура написанного. Вряд ли кто созданное Кастанедой называет романами, а Секацкий сотворил нечто подобное. )


Не понятно.
Но, не прочитав книгу, продолжать разговор было бы не корректно)
Спасибо за ответ.


Обязательно изучу, спасибо!


*С уважением:*
Очень умная рецензия.
:)


Спасибо! )
Хотя у меня обычно получаются скорее крайне субъективные отзывы, чем рецензии.


:) Это особенность данного сайта.
Каждый из нас, пользователей, субъективен


Ну за, за хотя бы условно объективными критическими или литературоведческими работами явно не сюда.)