Больше рецензий

18 февраля 2023 г. 21:01

644

4.5 "Рай пуст, ад - тем более, и только у нас здесь не протолкнуться."

"Единая теория всего" - один из немногих циклов, который я прочитала почти сразу, без сколько-то существенного перерыва между томами, потому что повествование очень цепляет, и мне действительно было интересно скорее узнать, чем автор всё закончит.
(Теперь я ещё более глубоко уверена, что роман должен был выпуститься цельным, и стал несколькими частями только по прихоти издателя - не воспринимается цикл именно циклом, даже несмотря на некоторый переход между томами в виде клиффхэнгеров.)

Последний том оставил после себя несколько странное впечатление: чуть меланхоличное, хотя, вроде бы, и не от чего в нём испытывать печаль.

Это хороший финал в том сюжетном смысле, который подразумевает полное завершение всех арок и веток, описанных на протяжении повествования. Даже про расследование, которое было началом, не забыли и раскрыли всё, что было можно и нужно про "вежливых людей", и про шпиона из секретного НИИ, и про самого Адамова, оказавшегося между КГБ и МВД, и даже про его невесту.
Повествование вновь становится очень быстрым и очень насыщенным, причём и в стилистическом плане тоже. Добавляется не только действий, но и символов, которые заигрывают с главным героем, вызывая в нём приступы философских рассуждений на разные темы. И они не оторваны от реальности, вполне себе встроены в общий стремительный поток.
Новых персонажей почти не появляется, автор на полную катушку использует представленных раньше, открывая в них новые и новые грани. И всё больше становится очевидно, что в представленном мире, если приглядеться, нет ни хорошего, ни плохого, всё смешивается в серую мораль, даже если сначала кажется, что речь идёт о глобальном и чудовищно важном. И оно как бы да, но по итогам все глобальные вопросы утыкаются в чьи-то личные интересы, которые очень хочется отстоять любой ценой.
Даже перезаписыванием реальности или её тотальным уничтожением.

Но лично мне финал как будто бы и не очень понравился. Ни рассказа Адамова, ни рамочной истории, развернувшейся в поезде.

Проблема первого в том, что он очень жизненный: всё произошло и произошло, так сложилось - и всё тут, и никакого громогласного решения, никаких праздничных салютов или зарева апокалипсиса, не было ничего. Причём это одновременно нелепо и чудовищно жизненно, потому что обычно все эти бесконечные корпоративные и ведомственные разборки (а я вполне себе считаю драму противоборствующих фракций именно корпоративной, пусть они там десять раз иная форма жизни, всё равно это пляски вокруг одного проекта) так и заканчиваются. Что-то где-то перемешали, кадровые перестановки изобразили и разошлись по углам, возиться дальше.
И именно в этой жизненности проблема - ведь я-то всерьёз рассчитывала на что-то фееричное! А оно... Обыденно.
И это настолько выбивается из ожиданий и в тоже время как будто правильно, что даже сам автор через Адамова об этом иронизирует.

Правда, что меня не отпустило, так это почему

алярм, сюжетный спойлер про Ильинского:
вставшего в позу "ой, либо она будет со мной, либо я вам всем отомщу, и мстя моя страшна" Ильинского нельзя было просто застрелить прямо там, одним лёгким движением на этом закончив всю драму с "а вдруг он разработает ещё другую вундервафлю, а вдруг он предаст, а вдруг". Хорошо, все собравшиеся высшие сущности не имеют власти над человеческим телом, но Адамов и Кардинал им тогда на что? Решение, конечно, не очень гуманное, но поскольку Ильинский к концу сам оказался человеком сверх-богатых душевных качеств (о чём, в принципе, можно было догадаться и по второму тому), то ну что ж, высшая цель требует жертв, сам Ильинский готов был жертвовать окружающими без зазрения совести. Зато никакой вундервафли для массового уничтожения, и все счастливы. Сами ангелоподобные пришельцы утверждали, что смерть - необратима.
И это было бы... Как-то разумнее, чем случившийся ромфант с "о боже, я ждал её всю жизнь, потому что мы созданы друг для друга на звёздах". Но ладно, возможно, Ильинский просто очень сильно нужен для истории в руках Кардинала.
свернуть

Проблема второго в том, что у меня к нему остался вагон вопросов, первый из которых - а что это было-то вообще. Он не то, чтобы нелогичный, он очень странный: причём тут эти другие пассажиры, что они хотели, куда-кто-зачем перегружался и какая разница между купе и коридором конкретно в этом вопросе, я не постигла. Внезапный всплеск действия в самом конце выглядел максимально неожиданно и объяснил примерно ничего, а итог - и того меньше.
Попутчик Адамова-то запомнил или не запомнил? Тетрадочка ему пока не даётся или навсегда не даётся?
Как-то слишком внезапный постмодерн.

Однако по итогу "Единая теория всего" мне всё равно понравилась. Да, это не самые уникальные идеи, обёрнутые в не самые новаторские фантастические элементы, но написано отлично, читается легко и очень увлекательно. Следить за размахом авторской фантазии - отличный читательский опыт, надеюсь, Образцов будет писать и дальше, и я со временем познакомлюсь с чем-то ещё из его книг.