Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

21 февраля 2023 г. 21:28

1K

5

Дочитала, а собраться с мыслями, чтобы поделиться собственным мнением, сложно. Кажется, что надо сказать о том и об этом, а еще не забыть вот про то, но на самом деле хочется просто замереть и смаковать послевкусие и впечатления. Восхитительная вещь. Роман, который точно будет отзываться еще какое-то время и который однажды надо будет перечитать. Перечитать, чтобы наслаждаться каждой буквой, каждым хитросплетением намеков и отношений, зная сюжет наперед.

Завязка романа литературоцентрична: главный герой, Роланд Митчелл, находит черновики писем мэтра викторианской литературы Рандольфа Генри Падуба к неназванной особе. Роланд, молодой ученый, страстный падубовед, нутром чует стоящую историю и решается на отчаянный поступок: он крадет черновики, чтобы начать собственное расследование. Изыскания приводят его к имени поэтессы Кристабель Ла Мот. Заручившись поддержкой Мод Бейли, специалистки по творчеству Ла Мот, они пытаются установить, что же связывало двух литераторов.

Таким образом, роман представлен двумя повествовательными линиями. Первая принадлежит веку ХХ, литературному дознанию и медленному развитию отношений между Роландом и Мод. Вторая переносит читателя в век XIX, в письмах, дневниках, стихах приоткрывая завесу тайны отношений Падуба и Ла Мот. Так что это и правда романтический(любовный) роман, но в то же время есть здесь место и детективной составляющей, и даже готической. Вообще, роман Байетт чрезвычайно аллюзивен: здесь и собственно английская мифология, и скандинавские символы и герои, и античность, и весь цвет мировой литературы, которая присутствует имплицитно или цитатно; выдуманные герои пересекаются, общаются, состоят в переписке либо с реальными деятелями культуры XIX века, либо с другими вымышленными персонажами, за образами которых, тем не менее, скрыты исторические прототипы.

Огромное удовольствие доставляет сам процесс чтения, погружение в ткань текста. (Нижайший поклон за это переводчикам). Байетт творит собственный миф; тексты, принадлежащие Падубу и Ла Мот, делают этот миф до боли реальным и знакомым. Мы читает стихи Ла Мот и отрывки из произведений Падуба, приобщаемся к их эпистолярию; мы читаем статьи персонажей романа (Роланда, Мод, Мортимера Собрайла). Невероятно поэтично передано восхищение персонажей своими литературными кумирами: знакомясь с их жизнью, перечитывая их тексты по двадцатому разу, герои будто соприкасаются с их событиями и сценами их жизни, более того - становятся со-творцами их произведений. Неудивительно, что в финале романа Роланд пробуждает в себе поэтический голос и начинает творить собственные тексты.

Я правда сейчас не готова к какому-то вдумчивому и сложному анализу. Слишком под впечатлением. Очень жалею, что так долго откладывала знакомство, но теперь точно знаю, что к “Деве в саду” надо обратиться в ближайшее время. При этом понимаю, что не каждый читатель разделит мой восторг: “Обладать” Байетт - довольно специфичный и во многом непривычный текст, в чем-то сложный, в чем-то слишком обращенный в себя, а кому-то и вовсе может показаться перегруженным или даже скучным. Но это мир, в котором все крутится вокруг литературы и наслаждения словом, и если вам подобное нравится, тогда стоит познакомиться.

KillWish