Больше рецензий

literalina

Эксперт

Филологический дух

24 февраля 2023 г. 19:32

1K

1 Огромное разочарование

Довольно редко у меня формируется бескомпромиссно негативное мнение о произведениях, но это именно тот случай. Знакомство с Моэмом оказалось неожиданно разрушительным для моей эмоциональной стабильности, и, если начала я со смесью равнодушия и недоумения, то под конец каждая страница ощущалась пыткой. Но обо всем по порядку.

По-видимому, автор считает своего читателя умственно несостоятельным. Иначе я не могу объяснить то, что на каждой странице Моэм дает нам костыли в виде расставленных в лоб акцентов, по-детски буквальных описаний и своего ничем не прикрытого мнения о каждом персонаже. Зачем давать нам воздух, когда можно дать кислородную маску, правда? Автор сам формирует ваше мнение о героях и навязывает его, говоря, кто заслуживает осуждения, а кто «просто родился не таким, как все».

Если вы ждете историю о творчестве и творческом пути, забудьте. По сути, эта книга — довольно тривиальный любовный роман, от которого веет театральщиной, фальшью и дешевизной. Половину книги персонажи не вызывали у меня вообще никаких эмоций, другую половину я испытывала отвращение.

О судьбе художника Чарлза Стрикленда (центральной фигуры романа) нам повествует ненадежный рассказчик, который не может предоставить нам ни полноценную историю героя, ни его цельный психологический портрет (человека вообще не существовало до его решения X, с которого начинается действие). Мы просто должны поверить, что наш художник велик и гениален, а заодно простить ему, что он невероятно мерзкая и бесчеловечная личность, ведь он — гений. Вот уж нет.

Реплики Стрикленда — это: 50% — «идите к черту», 49% — «женщины — мусор», 1% — все остальное. И еще, пожалуйста, не забывайте, что ему абсолютно, АБСОЛЮТНО плевать на чужое мнение (но вы не забудете: автор сочтет это главной характеристикой персонажа и будет постоянно делать на этом акцент). Он так ненавидит и презирает род человеческий, что просит у других денег, когда ему нечего есть, а еще этой возвышенной и ко всему равнодушной личности приходится подчиняться зову плоти и осквернять себя связями с этими низкими созданиями противоположного пола. Да, герой страдал, что тут говорить…

Увы, спектр художественных возможностей Моэма тоже весьма ограничен. Возьмем, например, Струве. КАЖДЫЙ раз, когда этот персонаж появляется на страницах, автор называет его шутом. Снова и снова, даже в очень трагичных обстоятельствах. Чтобы уж наверняка закрепить этот образ в умах читателей, на самостоятельную оценку которых Моэм не надеется.

Персонажи до боли однобокие, трафаретные и предсказуемые, им совершенно не хочется верить и сопереживать. Женщины — главный предмет нападок и унижений со стороны автора в течение всего произведения, книга пропитана мизогинией, которая к концу становится все более и более явной. В какой-то момент просто хочется сказать Моэму: «Да, мы поняли твою обиду».

Идеи здесь две: 1) гению можно все; 2) женщины — скверна. На этом идейный комплекс исчерпывается. Атмосфера, глубина мотивов, интересное раскрытие персонажей — несбывшиеся мечты.

Я не нашла для себя в этой книге ничего хоть сколько-нибудь интересного и трогательного, вопреки своим ожиданиям. Это был очень изматвающий опыт чтения, и к Моэму возвращаться желания нет

Книжный tg-канал Literalina