Больше рецензий

OlyaReading

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 февраля 2023 г. 19:01

791

3.5 Постмодернистская сказка

Образовавшуюся после исчезновения слонов, тигров и обезьян пустоту современный цирк заполнял человеческим гротеском, вычурным сексом и жестокой борьбой

Жанр этого романа можно обозначить как постмодернистская сказка для взрослых или ново-средневековый эпос, рассказанный фирменным сорокинским сатирическим языком. Главный герой доктор Платон Ильич Гарин, уже знакомый нам по «Метели», бежит от войны, из алтайского санатория в Хабаровск, попадая в разные передряги и встречая на своем пути множество диковинных персонажей, но добирается до пункта назначения живым и невредимым и даже воссоединяется со своей возлюбленной Машей.

Действие начинается в 2051 году в горном Алтае в санатории «Алтайские кедры», где проходят лечение «бути» или иначе political beings, или pb, бывшие мировые правители - Ангела, Сильвио, Дональд, Владимир, Джастин, Борис, Синдзо. Эти говорящие задницы (бути имеют клубнеобразные тела – огромную задницу с головой и руками) после Третьей мировой войны были списаны человечеством в утиль, а их место заняли военные. Войны стали перманентными, в 2051-м Алтайская Республика воюет с Казахстаном.

После очередного тактического ядерного взрыва обитатели санатория вместе с доктором Гариным и другим медперсоналом на пяти биороботах «маяковских» пытаются выбраться из зоны радиоактивного заражения.

Во время путешествия по окрестностям Барнаула они встречают часовщиков-инвалидов, занимающихся древним промыслом – изготовлением каменных часов; анархистов с матерью-Анархией размером с Дюймовочку во главе; дворян-графов, проживающих в имении с охраной из автоматчиков; огромную помещицу Матрешу с крестьянами из старорусской патриархальной усадьбы; кряжистых лохматых людей-мутантов чернышей, живущих на болотах. К середине XXI века Россия распалась на множество частей-республик, в которых из-за отсутствия единой верховной идеологии люди живут как хотят, каждый своим укладом. Но Гарин путешествует не только в пространстве, но и во времени, как будто проваливаясь вглубь времен. Жители всех эти лагерей-усадеб-имений Алтайской Республики вызывают в памяти самых разных персонажей русской классики - от героев уральского фольклора до героев Тургенева, Чехова, Толстого и даже Чернышевского и Солженицына. Сам Гарин - собирательный образ - здесь и чеховский доктор Топорков,  и Мересьев Полевого. Естественно в пародийной авторской интерпретации и с переложением на реалии недалекого будущего.

В отличие от Гарина из экзистенциальной «Метели» новый Гарин уж больно удачлив и положителен, все время ему везет, он выходит сухим из всех жизненных передряг, при этом никак не меняясь внутренне. Да и другие герои не вызывают ни сочувствия, ни жалости, ни восхищения, а лишь удивление буйной фантазией автора. На этой фантазии и держится вся интрига этой истории.