Больше рецензий

CaptainAfrika

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 января 2014 г. 13:46

230

5

Наверное, справедливо будет по отношению к литературе иногда применять музыкальные термины. Так вот, в музыке есть мажорный и минорный характер звучания. Но совершенно точно, что среди книг можно также выделить книги мажорные и минорные.
«Большой дом» Николь Краусс – книга минорная. Впрочем, как и другое её произведение «Хроники любви». Нельзя сказать, что это очень похожие книги. Но зато прекрасно видно, что они принадлежат одному автору.
Итак, грустный мир Николь Краусс.

Роман «Большой дом», обещающий своим названием неспешное повествование о жизни какой-нибудь семьи, быть может, нескольких поколений. Однако Николь Краусс – это не та писательница, которая могла бы себе позволить использование таких сюжетных клише. Поэтому все наши ожидания от названия (даже если они были) не сбываются.

Неспешность, правда, присутствует. Поэтому книга обрадует тех, кто любит в чтение погружаться не как в бурный клокочущий океан, а как в волшебную спокойную реку с переливчатыми мелкими волнами и разноцветными рыбками. Кого в чтении вообще эти рыбки интересуют (читай: кого интересуют детали, слова и то внешне незаметное, что между слов).
Историй тоже хватает. Здесь есть люди, счастливые или несчастные по-своему. Четыре разные истории разных людей и семей: сложные отношения отца с сыном, мужа с женой, жены со своим прошлым, писателя со своими творениями и так далее. Кажется, что в этой книге так много всего. А на деле Н. Краусс рассказывает нам всего лишь об обычных людях, которые живут в наше с вами время. Однако они все так тесно связаны со своим личным прошлым и с прошлым историческим.

И везде главенствует основной тон книги – грусть. Может, поэтому почти все герои романа – одиночки, не знающие большего счастья, чем остаться наедине с собой, как Лотте, или наедине со своим творчеством, как писательница Надия, или наедине с музыкой, как Лия Вайс. Все герои зациклены на самих себе, они не принадлежат большому миру, каждый из них ушёл в себя, как моллюск в раковину. Один лишь Даниэль Барски, герой-призрак, человек, разорвавший кокон замкнутости, человек мира, поиска, бунта. По сути, он герой в романтическом понимании этого слова. И даже, судя по всему, он совершает свой личный подвиг, уехав в Чили, а потом погибнув там от режима Пиночета. Но о его смерти становится понятно уже в начале книги, поэтому книга вовсе не о нём. Ведь этот грустный мир отрицает романтизм по определению.

И здесь возникает тот самый загадочный стол, который соединяет совершенно удивительным образом не только всех этих чужих друг другу людей, но и их судьбы. Стол в романе – это монстр, чудовище, сила, память, загадка. Всего лишь предмет. Всего лишь предмет? Нет. Часть жизни каждого из тех, кому он принадлежал.

Роман не даёт нам иллюзию всеобщего счастья. Никакого Большого дома нет. Нет ничего общего в этом разрозненном внешнем мире. Однако есть высшие ценности – память и воспоминания, которые не дают человеку забыть о себе самом, которые являются мощным творческим актом. И никто не требует истины, главное, что эта память

будет настолько прекрасна, что, в сущности, станет равна оригиналу.

Комментарии


Прекрасная рецензия! Автор и книга заинтересовали. Частенько и сама ловлю себя на мысли о схожести музыки и человеческих историй.


Спасибо) Книга и вправду очень достойная. Это как раз та современная литература, которая затрагивает не сиюминутные интересы современности, а вечное и вневременное.