Больше рецензий

1 марта 2023 г. 13:40

503

4 Спойлер Как не зафакапить свою книгу и правильно до**ться до чужой

про что: основы сюжето- и герое-строения.

Книга Джеймса Фрея 1987 года первой публикации, но не потеряла актуальности. Автор без лишней воды и романтических отступлений рассказывает, что такое конфликт и полноценный (трехмерный) персонаж, как их родить, и что надо делать с сюжетом.
В русском издании книга обозвана "Как написать гениальный роман" (Амфора, 2005), что вызвало некоторое возмущение в рецензиях. Нет, автор (редиска, зазнайка такой!) никогда не назвал свою книгу подобным образом, то, его работа называется "Как написать офигенный роман". Советы именно по технике и пользе навыков, которые может развить каждый.

Сразу к делу.
Персонажи должны бить полноценными, трехмерными, с достоинствами и недостатками. Даже злодеи.
У них должны иметься сложные мотивы, конфликтующие цели, чувства и стремления, страхи, переживания, нерешенные травмы.
Читатель хочет узнать о таких персонажах больше, потому что они стоят этих усилий.
Лайош Эгер (Lajos Egri, The Art of Dramatic Writing, 1946) называет полноценных персонажей трехмерными, потому что они описаны с трех сторон:
- психофизиологической (пол, раса, возраст, здоровье, вес, рост)
- социологической (окружение, соц.класс, школа)
- психологической (страхи, заблуждения, чувство вины, способности, привычки)
Персонажей, которые так не описаны, называют картоном.
Хорошим тоном будет начать представление персонажа вот с этих вот качеств, чтобы завлечь читателя.

Мотивация персонажей порождает конфликт. У ГГ должна быть страсть, которая будет вести его по сюжету. Конфликт - это желания героя VS что угодно. Конфликт между персонажами может быть из-за чего угодно. (Религия, секс, патриотизм, лень и т.д.) Нападение Годзиллы на Токию - здесь нет конфликта.

Статичный конфликт - в нем персонаж не развивается.
Скачущий конфликт - смена эмоционального состояния персонажа не оправдана ситуацией, его реакции меняются без адекватной причины. Применяется в дешевых мелодрамах.
Медленно растущий конфликт - персонаж меняется и по-разному реагирует на конфликт. (Gustav Freytag, the Technique of the Drama, 1894) Лучший вариант, по мнению автора.

Дальше автор объясняет такое понятие как premise, т.е. основная мысль, идея произведения (не мораль!), о которой нужно всегда помнить при написании. (Не все авторы признают это понятие, а некоторые называют его иначе, theme.) Это некое заключение по выдуманному утверждению в худ.произведении. (Может быть несколько в многолинейном сюжете, у разных персонажей.)
e.g. "Жизнь коротка" - мораль сюжета. "Война уродует даже самых благородных" - основная мысль.
Так мы имеем три важные составляющие романа: персонаж, конфликт и основная мысль (вывод).

Важная и хорошая вещь, которую упоминает автор: основа сюжета может быть как угодно банальной, но ход сюжета неповторим.
В сюжете нужно оставить только главное, всё, что можно удалить без ущерба, что не играет роли, нужно удалять.
Важно! Драма - трансформация героя через кризис. Персонаж должен меняться под влиянием событий. Если он не меняется, то это всего лишь приключение (adventure), а не произведение (story).
И так мы имеем определение произведения. Произведение - это цепь влекущих последствия событий, в которых участвуют интересные персонажи, меняющиеся под воздействием этих событий.

Важный момент драматического произведения: герой должен сражаться, действовать, не быть пассивной страдашкой. Герой может меняться под влиянием событий в ту или иную сторону, но если он ничего не делает, чтобы противостоять им, то это НЕ драма.
Трансформация героя может быть какой угодно: смелый становится трусом, возлюбленный врагом и т.п.

Далее автор уделяет внимание способам повествования. Он выделяет такие:
- беспристрастный рассказчик (objective viewpoint), т.е. бесстрастное описание героя со стороны (характерное для триллеров и детективов, такое повествование, по мнению автора, читатели не любят);
- частично беспристрастный рассказчик (modified objective viewpoint), когда автор делает предположения по поводу мыслей/мотиваций героя, кои могут быть и неверны ("ненадежный рассказчик" - это сюда);
- субъективный рассказчик (subjective viewpoint), когда рассказчик сидит в голове у героя и всё про него знает;
- всеведущий рассказчик (omniscient viewpoint), когда рассказчик знает НУ ВСЁ и сидит у ВСЕХ в голове (такой вид популярен в Викторианскую эпоху);
- умеренно всеведущий рассказик (limited omniscient viewpoint), когда есть POV лишь некоторых героев.
- повествование от первого лица, кое загубило немало начинаний.
Оно сложно для новичков, так как:
- герои видят лишь часть событий;
- что чувствуют и думают другие герои - можно донести только через их речь/поступки;
- читатель устает от бесконечного "я".

И пара вещей, которые тоже стоит помнить.
Методы изменения читательского отношения к герою:
- чтобы увлечь читателя, автор должен наделить героя (ев) проблемами, близкими читателю;
- читатель сопереживает герою, который страдает и борется;
- вред, нанесенный другому персонажу, может поменять отношение читателя к герою.

Зачем нужный флэшбеки:
- для объяснения странно поведения в прошлом;
- чтобы сделать персонажа более привлекательным

Вывод. Авторам, которые после 1987 года писали плохие книги, нет прощения.