Больше рецензий

5 марта 2023 г. 18:29

471

3.5 Мир в кармане - это мираж

В 1983-м году на Рижской киностудии был снят трёхсерийный фильм «Мираж», который является экранизацией чейзовского романа «Весь мир в кармане». Википедия пишет о том, что этот фильм, в отличие от романа, «имеет яркую социальную подоплёку». Так вот – это правда, но далеко не вся.

Роман и сам тоже имеет такую подоплеку, да и многие другие произведения Чейза отличаются этим. Писатель, конечно, не морализаторствует впустую, но персонажи в его книгах зачастую идут на преступления именно из-за социальной неустроенности. Изгои, не нашедшие места в капиталистическом мире, безработные, неудачники, не сумевшие встроиться в «благополучное» общество, построенное на неравноправии и власти денег.

Деньги! Деньги!! Деньги!!! С самых первых страниц почти до самого конца романа герои говорят о них и борются именно за них, а не за что-то иное. Но в отличии от героя советского плутовского романа «идейного борца» Остапа Бендера, эти люди, сбившись в банду, готовы пойти на всё – ограбление, шантаж, насилие, убийство. Тем более, что ставки очень высоки — целый миллион долларов. И это в 1959-м году (год написания романа) — просто астрономическая сумма.

Итог этой борьбы, как почти всегда у Джеймса Хедли, печален. Не удивительно, что в Советском Союзе не только позволили экранизировать западный «детектив про бандитов», но и обеспечили ему серьёзный телепрокат — лента неоднократно показывалась по центральному каналу, вполне заслуженно став одним из хитов того времени. Прочитав оригинал, можно найти разницу с фильмом: например, тема про протесты и революционную деятельность – такого, конечно, в книге нет. Но сюжетно и интонационно книга и постановка практически идентичны – в обоих случаях это драма аутсайдеров, попытавшихся выбраться с того дна, на котором они обитают.

postmodernism