Больше рецензий

6 марта 2023 г. 14:33

186

5 Хаос бесконечного ритуального ремонта и лирика смерти

По новостям любят говорить, что мы ужасно подвержены влиянию Запада во всех аспектах нашей жизни. Эх, нужно направлять болтунов посмотреть на похоронное дело в современной России. Может преисполняться гордости за самобытность.

Шутки штуками, но тему Сергей Мохов выбрал для исследования и в самом деле любопытную, в своем роде уникальную. Четыре больше главы.

Первая повествует о современных русских похоронах как социальной практике. Что, как, когда и где? Откуда берутся люди из похоронного бюро у дверей вместе со скорой? Как тело и сопровождающие его люди проходят всю цепочку от места смерти до сыплющихся на гроб комьев земли? Факты, конкретика, то, что порой хотелось бы «развидеть».

Эта часть, пожалуй, самая жесткая и способная многих напугать. Напомнить ,в каком диковатом мире постсоветского пространства, щедро приправленного капитализмом, мы живем. В ней нет цинизма, хоть и есть циничный «проводник» в виде одного их хозяев похоронного агентства. Есть дотошное исследование каждого аспекта и щепотка черного юмора. Крайне познавательно.

Вторая часть оказалась самой занимательной для меня, как любителя исследований человеческих взаимоотношений в разных ситуациях. Что такое российские похороны как вид социального взаимодействия? Почему в отличие от европейских вылизанных кладбищ люди воспринимают возможность починить оградку как своеобразный ритуал, выражение почтения к мертвым? Откуда ноги рас... А нет, это уже к третьей главе.

Как же так вышло и могло ли сложиться иначе? Как культура СССР, жизнь в режиме вечного ремонта и русской смекалочки создала ту химеру, что есть сегодня? В этой главе много исследований, но она же куда как лиричнее, чем предыдущие две. Еще эти абзацы словно складывают воедино все то, что было написано ранее. Превращая книгу не в сухое исследование с вкраплениями черного юмора, а в самое настоящее литературное произведение. Глава отсылает нас и к другим интересным темам: к восприятию прошлого, к рефлексии того влияния, что исторический контекст оказывает на нас каждый день. Я немного начала тонуть на этом моменте, но то было славное погружение в глубокие воды специфической темы.

В четвертой главе автор рефлексирует, вспоминая своих мертвецов и похороны. Всё то глубоко личное, что припрятано в каждом, кому доводилось видеть, как близкого человека засыпают землей. Самая приятная по слогу глава. Смерть, до того стоявшая в стороне, лишь предлагавшаяся к процессу, как причина, как функционал, становится рядом. Ласково хлопает по плечу, посылая табун мурашек вдоль позвоночника.

«Я бы хотел, чтобы не было никаких кладбищ, а мёртвые тела развеивали над шапками зеленеющих елей в бесконечной тайге. Я не хочу ездить к отцу на его мерзкое деревенское кладбище, не хочу делать памятники и ухаживать за могилами – вы все мертвы, и ничто вам уже не поможет. Вы все умерли и оставили меня одного – так когда-нибудь умру и я, бросив свою дочь»

Эта книга больше, чем анализ самой индустрии и всех ее аспектов, хотя названное является основной ее темой. Ты хватаешься за протянутую руку автора, чтобы осмыслить вместе сам процесс смерти и все аспекты извне, отбрыкаться от которых не получится.

Отрезвляющая книга. Утешительная книга. Моя книга.

Нон-фикшн 2023