Больше рецензий

6 марта 2023 г. 16:33

324

5 О войне и о красоте

Раньше в этом рассказе обращали на себя внимание вероятные намеки на возможное нетрадиционное чувство (или влечение) героев, но теперь я понимаю, что какими бы они не были - эти чувства - это совершенно несущественно. Если убрать намеки из рассказа, то смысл рассказа не изменится. После прочтения рассказа в голове ворох печальных мыслей и вопросов.
Кто у кого (или у чего) пленный? - У гор? У стереотипов? У профессии? Русские солдаты у чеченских боевиков или наоборот?
Гораздо важнее вопрос "зачем мы в друг друга стреляем?"
Простой русский солдат говорит простому чеченскому солдату - пленному боевику:"Я такой же человек, как ты. А ты такой же, как я. Зачем воевать?"
" ... и чего мы друг в дружку стреляем?" - спрашивает полковника Гурова его старинный знакомый Алибеков. Вопрос похож на солдатский, но у военачальников есть другой уровень понимания вопроса. Не просто дружить, а дружить против кого-то.
Потому что старики - уважаемые и умные люди - говорят, что "поход на Европу пора делать. Пора опять идти туда. Время от времени ходить в Европу надо.
Старики говорят, что сразу у нас мир станет. И жизнь как жизнь станет..."
Человек в рассказе - это инструмент войны: ее товар, валюта, орудие и оружие. Изменилось время, война в рассказе названа вялой и дурной, но полковник Гуров не сомневается в ее необходимости и верит, что сможет приспособиться к новым временам. А простые солдаты неспешно и без рвения выполняют привычную работу.
В самом начале рассказа есть цитата из Достоевского. "Красота спасет мир"
Но красота в рассказе сама по себе, а человек сам по себе. Лишь временами привлекает внимание героя красота природы. Автор настаивает, что красота "постоянна в своей попытке спасти". Красота намекает, предостерегает, но на своем - непонятном героям рассказа - языке.
И уже который век длится война. Ни красота природы, ни внешняя красота человека - как части природы - не может ее остановить. О красоте души человека, который бы мог спасти, в рассказе нет размышлений, но так ужасны мысли и дела героев рассказа, что, наверное, и не нужны специальные размышления об этом.