Больше рецензий

25 марта 2023 г. 17:57

669

5

«Вверх по лестнице ведущей вниз» - роман написанный более полувека назад, но до сих пор не утративший своей актуальности.
Героиня книги, молодая учительница Сильвия Баррет, приходит работать в школу в надежде заинтересовать своих учеников, пробудить в них способность к самостоятельным суждениям и размышлениям, повлиять на их умы и сердца, показать им важность родного языка и литературы в целом... Но вместо этого сталкивается с бесконечным бюрократизмом, наплевательским отношением учителей к ученикам, учеников к учителям, учителей к работе, учеников к учёбе, полным непониманием потребностей рядовых учеников со средними или ниже средних способностей из неблагополучных семей.
Конечно, можно (и это проще всего) принять правила игры, приходить на работу, технически верно и механически равнодушно вести урок, заполнять и подшивать бесконечные циркуляры, параллельно ожидая лучшей вакансии или просто продумывая альтернативные источники зарабатывания денег. Всё равно же ничего не изменить.
А можно, наоборот, изо дня в день приходить на работу и пытаться сделать что-то полезное и важное, быть искренним и стараться сделать себя и пространство вокруг лучше.
Лично я школу закончила уже очень давно, но хорошо помню, что были учителя, которым на нас было глубоко всё равно: пришли, отвели урок, проверили домашнее задание, дали контрольную или самостоятельную работу, выставили кое-как оценки и всё. Такие учителя со временем слились в памяти в одну безликую серую массу. Но были и другие, которые действительно видели нас, пытались понять и в меру сил помочь. Никогда не забуду свою учительницу по русскому языку и литературе, которая заметила, что я внезапно скатилась по оценкам и сначала пыталась поговорить со мной, выяснить всё ли у меня хорошо, не случилось ли чего. И вот на этом этапе, не видя от меня отклика, она могла бы решить, что сделала более, чем достаточно, в конце концов, у меня ведь есть родители и моя успеваемость это их головная боль. Вместо этого она внезапно изменила тактику и стала меня сильно ругать при разборе самостоятельных заданий, постоянно добавляя, что иного результата и не ожидала, причём делала она это публично, при всём классе. Как же я её в тот период ненавидела. А однажды она подошла ко мне в коридоре и спросила: «Послушай, неужели я тебе ещё не надоела? Неужели тебе не хочется получить хорошую оценку назло мне? Просто доказать, что я дура и ничего о тебе не знаю?» И мне захотелось. Именно для того, чтобы показать, что она ничего обо мне не знает.
Помню своего друга, который связался с плохой компанией и стал учиться и вести себя настолько плохо, что на полном серьёзе обсуждали его отчисление из школы. И только один учитель сказал, что тогда на нём крест ставить можно и поэтому делать этого нельзя ни в коем случае, а он лично будет контролировать его успеваемость. Уж не знаю как, но у него получилось! С отличием мой товарищ школу, конечно, не закончил, но с кривой дорожки сошёл. И тоже всегда добрым словом вспоминает своего учителя, добавляя, что если бы тогда не он, то не представляет, чтобы с ним стало.
Эти воспоминания пробудила во мне книга. Воспоминания и благодарность, конечно. В любой профессии есть разные люди, есть такие, которым не всё равно и очень важно встретить таких людей, потому что в итоге на них всё и держится. Для меня книга Бел Кауфман именно об этом.

«Как грустно, что никто из нас не слышит друг друга. Важное тонет в мелочах, катастрофы — в нелепостях.»