Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

28 марта 2023 г. 14:50

8K

4.5 Таинственный остров «a la russe»

Ч̶е̶л̶я̶б̶и̶н̶с̶к̶и̶е̶ Русские Робинзоны настолько суровы, что их записки посвящены выживанию не на необитаемом острове, а в тюрьме для политических преступников, так как герои данной книги оказались заточены в Шлиссельбургскую крепость. Очень необычной вышла книга и если абстрагироваться от гнетущей атмосферы пожизненного заключения людей, обреченных на скоропостижную смерть или сумасшествие, то получилось весьма познавательное, жизнеутверждающее повествование, полное любви к труду и науке.

Автор данной книги – Михаил Васильевич Новорусский - был соучастником покушения на Александра III и приговорен к казни, впоследствии замененной на пожизненное лишение свободы, так что вместе с другими политическими заключенными (среди которых были Николай Морозов и Вера Фигнер) главный герой находился в заточении на острове в истоке Невы почти 20 лет.

Если читатель ранее не изучал истории узников Шлиссельбургской крепости, то данные мемуары откроют множество подробностей об условиях содержания политических преступников, об изменениях тюремного распорядка, о льготах, которые появились через десятилетие пребывания за решеткой. Ведь в начале, когда в мае 1887 года туда доставили Михаила Новорусского, пожизненных арестантов было более 25 человек, а в 1906 году, когда произошла долгожданная амнистия - их осталось только 8. С годами условия содержания стали улучшаться, появилась возможность переписки с родными, была нарушена строгая одиночная изоляция преступников и допускались прогулки по несколько человек, закупка «на воле» семян и инструментов, некоторых разрешенных химикатов для опытов.

Заключённых выручало постановление, что начальство не может изъять сделанное руками арестованных, поэтому в темнице Михаила появился табурет, цыплята (хотя изначально куриц содержать было нельзя) и даже табак.

В данном произведении приведены весьма яркие описания растительного и животного мира, ведь для узника, который почти все время заперт в четырех стенах, выйти на свежий воздух и ощутить теплые солнечные лучи - уже радость, а если вместо пустого песочного двора, где ранее даже трава не росла, разрешают проводить время в огороде, то каким же трепетным будет отношение к каждой травинке, которую удалось вырастить. Причем стоит учесть, что климатические условия были весьма неблагоприятные для получения урожая, в данной местности наблюдалась поздняя весна, а холодные каменные стены не только препятствовали попаданию солнца во двор, но и дополнительно охлаждали землю. Но неунывающие герои придумали делать парники из досок и бумаги, использовать навоз, который при гниении выделял тепло и обогревал землю, так что уже в самом начале весны они смогли получить урожай редиса.

Выращивали тюремные огородники и помидоры с огурцами, клубнику, сажали цветы, а также кустарники, например, малину, смородину, а под конец решились и на деревья. Даже грибы удалось вырастить в крепости, а отдельные умельцы смогли полакомиться и арбузами, получить съедобный виноград. Сначала же, не имея возможности заказывать товары, заключенные искали семена среди соломы, выращивали мох и луговые цветы: васильки, клевер, ромашку.

Так же тут будет рассказ о том, как радовались птицам и пытались приручить воробьев, ласточек, скворцов, как из яиц с помощью самодельного инкубатора вырастили куриц, а еще разводили кроликов, при этом своих любимцев, конечно, не использовали для еды, поэтому можно спокойно читать эту книгу, не волнуясь за животных.

Что не скажешь о насекомых, ведь арестанты увлекались коллекционированием, у них за долгие годы накопилось много образцов, которые впоследствии были переданы в музей: различные гербарии, наборы камней и энтомологические коллекции.

Еще автор расскажет, как делали различные приборы и инструменты, как в мастерских изготовляли мебель, сколько радости было получить с воли микроскоп и как увлекательно проводить различные опыты, например, описывается попытка получить сахар из свеклы (хотя это не удалось из-за нехватки костяного угля, пришлось довольствоваться полученной патокой)

Подводя итог, не знаю, будут ли читать современные дети эту книгу, но для взрослых она подойдет отлично, ведь тут не только занимательное повествование о хозяйстве, о том, как огородничали арестанты или мастерили различные предметы обихода своими руками, но и упоминается много весьма драматических моментов в судьбах узников,как они сходили с ума в одиночных камерах или умирали от болезней, не получив даже минимального ухода.

картинка Tin-tinka

Благодарю Сергея BakowskiBabbitts за рекомендацию данного произведения.

Комментарии


Крутая рецензия. и Детальная. И твоя фишка с картинкой мне нравится . Уже не первый раз глаз радует.


Благодарю) Как говорится, оставайтесь с нами, картинки в конце рецензий я делаю всегда) В свое время группа "Что читаете" меня приучила делать коллажи, там мы выкладывали картинки-загадки и пользователи ЛЛ пытались угадать,что за книга спрятана, так что теперь без коллажей я уже не могу:)


Интересный получился рассказ о книге и напомнило мне ту, что я читала недавно о заключенных Шпандау. Мне тоже нравилось читать про быт заключенных, про радость выйти на прогулку, увидеть кусочек неба через решетку, вскопать огород и получить урожай. Читая о таких моментах понимаешь, как много дано нам, как мало ценим… Возьму себе на заметку книгу.


Да, ценить имеющееся действительно очень важно. Вита, а ты читала Виктор Франкл - Сказать жизни ДА!: психолог в концлагере ?

Надеюсь история Новорусского тебе понравится, только не ожидай от нее серьезной философии, все же книга скорее напоминает "Таинственный остров" Ж.Верна - рассчитана на юношество, тут лёгкий слог, она полна хозяйственных подробностей


Вита, а ты читала Виктор Франкл - Сказать жизни ДА!: психолог в концлагере ?

Читала пару лет назад. Вспоминала Франкла, когда читала о Шпандау. Думала, как едины все люди, оказывавшись в схожих ситуациях. Шпандау, конечно, не конслагерь, но все же став угнетенными все люди думают об одном и том же: добре, милосердии и справедливости. А вот наличие власти в руках редко у кого вызывает такие размышления. Точнее справедливость у них выглядит совсем иначе.

она полна хозяйственных подробностей

Это на меня действует умиротворяюще)

Пишут у Франкла целая система разработана на основе его опыта. Может ты читала?


Я у Франкла больше ничего не читала, думаю, это более специализированная литература.

как едины все люди, оказывавшись в схожих ситуациях. Шпандау, конечно, не концлагерь, но все же став угнетенными все люди думают об одном и том же: добре, милосердии и справедливости

позволь не согласиться) Мне кажется,люди разные и на похожие ситуации реагируют различно.Одни, сами пройдя бедность и угнетение, становятся очень чувствительны к горю других, но ведь есть большой процент тех,кто наоборот отмахивается, из серии "зачерствел душой" (я как раз недавно читала о такой героине Николай Лесков - Воительница ).Более того, они готовы по головам подняться к своему счастью, вырвать кусок у другого человека, чтобы получить самому.

Возможно читателям просто больше нравятся славные герои, их страдания больше задевают,поэтому меньше принято писать о подлецах (я сама не люблю отрицательных героев)
А Шаламова ты читала? Мне кажется,его суровый взгляд отчасти отрезвляет, он пишет, что в определенных условиях в человеке все "добро" исчезает, остаются лишь инстинкты выживания (и про блатных он пишет,они ведь тоже пример того, как человек в заключении может себя повести)


позволь не согласиться) Мне кажется, люди разные и на похожие ситуации реагируют различно.

Позволь с тобой согласиться и уточнить) На мой взгляд, люди схожи и различны одновременно) мораль записана где-то на подкорке и человек чувствует несправедливость очень остро, когда она касается непосредственно его. А если дело касается кого-то другого, то тут уж можно не только сочувствовать, но и философствовать «все не так однозначно», а то и вовсе не считаться с чужими чувствами, когда они расходятся с собственными интересами или остаться равнодушным. На мой взгляд, если вывести какого-то условного среднестатистического человека, то он таков.

Я не говорю, что пройдя испытания человек, становится однозначно добрее, лучше. Все по разному и как писал Франкл, после концлагеря люди стали жить свою обычную жизнь, да еще умудряться страдать от прозы жизни. Но ведь кто-то живет с благодарностью за сохраненную жизнь.

Есть вечные сравнения арбуз или дыня, Толстой или Достоевский, Шаламов или Солженицын) Я Шаламова не читала, но наслышана о его взгляде. Я собственно готова согласиться, что стать злее естественнее в тяжелых обстоятельствах, чем добрее. Но мне все-таки хочется верить в лучшее и смотреть не на "среднестатистического человека")) а на лучших представителей. Поэтому читала про этические взгляды буддистов, они верят «добро в человеке первично», так например, тибетские монахи в китайских тюрьмах практикуют любовь к своим надсмотрщикам. Сейчас читаю Ганди «Моя вера» и он верил можно победить зло любовью и ненасилием, его жизнь тому подтверждение.

Может это наивно, но все равно во мне сидит вера, что добро если не победит, то хотя бы должно уравновесить зло. Иначе зачем все это? В чем видеть свет в конце туннеля?)

Николай Лесков - Воительница

Буду ждать твою рецензию, мне очень рекомендовали это произведение


человек чувствует несправедливость очень остро, когда она касается непосредственно его.

да,конечно. Но,в идеале, как мне кажется, важно уметь выйти за рамки и посмотреть на ситуацию со стороны, возможно тогда и ощущаться будет не так остро (это чисто теоретический разговор, конечно, ситуации разные и это не отменяет сочувствие пострадавшим и неправильность агрессивного поведения)
А ведь бывает, что человек думает, что все что не так как он хочет - несправедливо, наверняка все сидящие в тюрьмах,думают, что несправедливо посажены, уволенные с работы тоже такого же мнения, люди после раздела имущества тоже редко довольны, может ли лично заинтересованный человек быть беспристрастным?

Чем плохо философствовать и видеть неоднозначность? Плохо для борьбы наверное, если солдаты/революционеры начнут колебаться, сомневаться и потеряют ненависть к противнику, по мне вся идеология построена на том, что есть "правильное" и "неправильное", причем свое конечно правильное,а вот у противника нет шансов, их мнение высмеивают как глупое или запрещают как опасное.

Помнишь как в книге Даниэль Канеман - Думай медленно... решай быстро отсутствие противоречий скорее признак упрощения ситуации, наш разум стремиться все сделать логически простым,отбросить все невписывающееся, так что после ее прочтения я думаю, что сомнения это как раз хорошо, даёт возможность услышать разные мнения,не отметая сразу как неправильные.

считаться с чужими чувствами, когда они расходятся с собственными интересами или остаться равнодушным.

да,это плохо,но возможно естественно, что люди хотят защитить свой мир, нельзя же переживать постоянно? А в мире всегда творится очень много плохого, люди всегда были равнодушны к большей части несчастий, живут своей жизнью. Ведь иначе нужно всем вступать в общества помощи старикам и сиротам, голодающим Африки, не проходить мимо бездомных собак и т.д.

В общем тема сложная, ведь личный комфорт в современном мире ценится как главное, а призывы не быть равнодушными часто используется для поднятия революционных настроений, например сочувствовать бедным и совершить социалистическую революцию.
Если мир построен на индивидуализме, что удивляться равнодушию и желанию собственного счастья?Мало кто готов рискнуть своей жизнью, сесть в тюрьму или быть покалеченным за свои идеалы, к чему тогда осуждать аполитичных, живущих своей жизнью людей?

Не это ли отличает современность от ругаемого многими советского строя,где свои собственные интересы были не так важны,чем общее благо (не берём сейчас ситуацию,что "общее благо"могло быть использовано в корыстных или ошибочных целях)
Тогда нужно бороться за возрождение различных союзов,ведь человек один ничего не изменит, лишь объединившись можно представлять действительную силу, но если мы все индивидуалисты, кому это нужно объединяться?

А ты как думаешь, Вита?


Но,в идеале, как мне кажется, важно уметь выйти за рамки и посмотреть на ситуацию со стороны, возможно тогда и ощущаться будет не так остро

Я только «за» смотреть на ситуацию со стороны и развивать так называемое метамышление. Это умение прекрасно и позволяет быть более объективным в отношении себя. Но философию легче разводить в отношении другого, чем себя. Взять того же Шпеера он считал, что улучшал условия труда пленных, думая о себе как о прекрасном человеке, но когда Советский Союз лет десять кормил его жиденькой овсяной кашкой, ему было проблематично смотреть на это по философски и понять почему у Советов такое отношение к руководству гитлеровской Германии.
Конечно, сложность метамышления не отменяет того, что надо к этому стремиться

по мне вся идеология построена на том, что есть "правильное" и "неправильное"

мне нравится притча про слепцов, которые на ощупь пытались описать слона, каждый по своему прав и в тоже время не прав с той точки зрения как в действительности выглядит слон. Так мне видятся все идеологии, каждая описывает своего «слона»)

нельзя же переживать постоянно?

По моему, мозг стремиться избегать страданий и переключается на что-то более приятное. Буддисты считают, что надо воспитывать в себе деятельное сострадание. Они опираясь на науку утверждают, что такая деятельность является основой большого счастья, так как человеку нравится думать о себе как о хорошем, добром человеке, а если для этого есть основания, то это источник постоянного счастья.

Тогда нужно бороться за возрождение различных союзов,ведь человек один ничего не изменит, лишь объединившись можно представлять действительную силу, но если мы все индивидуалисты, кому это нужно объединяться?

Так индивидуалист будет объединяться ради улучшения своих же интересов, ведь «вместе легче батька бить». Вот его цель) Где-то слышала, что сначала в обществе должна назреть потребность, а когда она будет, то появляются лидеры, которые объединяют массы.


Хорошо ты все объясняешь, соглашусь со всем)

По поводу индивидуалистов и их объединения мне понравилось рассуждение в книге Ноам Хомский - Как устроен мир

цитата

В обществе, где мы живем, вознаграждаются усилия по достижению индивидуального успеха. Скажем, я отец или мать семейства. Как мне поступать с моим временем, с этими двадцатью четырьмя часами в сутки? У меня на иждивении дети, я должен заботиться о будущем. Как я это делаю?
Один путь — попробовать добиться от босса прибавки. Другой — наброситься с кулаками на проходящего мимо если не прямо, то косвенно, пользуясь механизмами, существующими в капиталистическом обществе.
Другой — посвящать вечера попыткам организовать других людей, которые проводят вечера на собраниях, в пикетах, ведут длительную борьбу с риском быть избитыми полицией и потерять работу. Возможно, в конце концов количества объединившихся людей хватит для того, чтобы чего-то добиться, но достигнутое не обязательно превысит то, чего добился бы каждый из них, заботясь об индивидуальном успехе.
В теории игр ситуации такого рода называются «дилеммой узника». Можно устроить такие «игры»-взаимодействия, где каждый участник выиграет больше в случае сотрудничества с другими, но сам выигрыш возможен только тогда, когда с вами сотрудничает кто-то еще. Если этот кто-то пытается увеличить собственный выигрыш, вы проигрываете.

Прибегнем к простому примеру: человек едет на машине на работу. На метро я буду добираться туда дольше. Если все мы станем ездить наметро и вкладывать деньги в него, а не в дороги, то дорога на метро станет быстрее. Только так надо поступать всем. Если остальные будут ездить на машинах, а я буду спускаться в метро, то индивидуальный транспорт будет лучше функционировать для людей, сделавших выбор в его пользу.
Только при коллективном действии мы добьемся успеха. Для вас — частного лица — стоимость создания благоприятных возможностей может оказаться высокой. Только если за это примется много людей, причем серьезно, появится реальная выгода.
Это относится и к любому народному движению в истории. Представьте, что вы — двадцатилетний чернокожий юноша из колледжа Спелмена в Атланте. На дворе 1960 год. Вам надо выбрать одно из двух. Первое — попытаться устроиться на работу в какой-нибудь бизнес. Вдруг кому-то захочется нанять черного менеджера? Вы будете послушным, почтительным,экономным. Тогда, если повезет, у вас будет свой дом, вы попадете в средний класс.
Второй путь — вступить в Студенческий ненасильственный координационный комитет (группа защиты прав чернокожих в 1960-х годах), хотя за это можно поплатиться жизнью. Вас будут избивать, вы станете объектом клеветы, надолго будете обречены на трудную жизнь. Быть может, рано или поздно вы добьетесь такой народной поддержки, что такие люди, как вы, ваши семьи заживут лучше.
Пойти вторым путем будет нелегко, учитывая имеющиеся альтернативы. Общество структурировано так, что вас подталкивают к индивидуализму. Тем более замечательно, что многие молодые люди все-таки выбирают второй путь, идут на лишения, помогая создавать лучший мир.

свернуть

Хорошо написано про индивидуалистов, очень узнаваемо. Наверное, революционное дело – это по большей части дело молодых, когда есть запал и вера в идеалы и ничего не жаль, в том числе и себя.
Как по мне, не стоит спешить с кардинальными мерами, многое поправимо «перемелется – мука будет».


Ага:) Вот опять же цитаты Хомского мне показалась хорошеми

цитаты

Нужно научиться двигаться к цели шаг за шагом. Как в любом аспекте жизни, больше делаешь — больше узнаешь. Взаимодействуя с другими людьми, вы создаете организации, отсюда вытекают новые проблемы, новые методы — и новые стратегии....

Но это не произойдет по нажатию кнопки. Нужна увлеченная, сосредоточенная работа, постепенно наделяющая людей пониманием и отношениями с другими людьми — как со своими единомышленниками, так и с системами поддержки, с альтернативными институтами. И вот тогда что-то сможет произойти.
...
Из народных действий, из коллективного участия может взрасти что-то здоровое. Может, этого и не произойдет, но такой шанс по крайней мере существует. Иного способа все равно нет.

Требуется неспешное созидание, когда каждый следующий шаг проистекает из того, что уже закреплено в восприятии и в подходах народа, в его понятиях о том, чего он хочет достичь, и об обстоятельствах, при которых это достижимо.

Совершенно бессмысленно обрекать себя и остальных на гибель в отсутствие социальной базы, на которой можно отстаивать достигнутое ранее. Это раз за разом доказывают на собственном горьком опыте партизанские и другие им подобные движения: их попросту сокрушает преобладающая сила.

свернуть

Только вот не очень понятно, где это взаимодействие с другими людьми,организации, коллективное участие


Хорошо написано, так наверное, можно сказать о начале любого дела. На мой взгляд, с появлением интернета искать общность стало намного легче, особенно если дело касается больших городов, тут только не ленись и найдешь и благотворительные организации, и гражданские инициативы. Конечно, все зависит от целей обществ, некоторые цели не так просто воплотить. Да ты и сама все это знаешь;)


Сейчас читаю Ганди «Моя вера» и он верил можно победить зло любовью и ненасилием, его жизнь тому подтверждение.

буду ждать твою рецензию,я никак до Ганди не дойду,но очень хочу


Спасибо) будет стимул писать


А в целом я с тобой согласна, просто люблю дискуссии)

Но мне все-таки хочется верить в лучшее

да, понять бы ещё правильный путь к этому лучшему)


А в целом я с тобой согласна, просто люблю дискуссии)

Я тоже) Всегда с интересом слежу за твоими обсуждениями, порой мне кажется у тебя есть правильные ответы на все вопросы)

да, понять бы ещё правильный путь к этому лучшему)

Ганди пишет главное выбрать правильные средства и добиваться их верного воплощения, об остальном не стоит и беспокоится


Это вам спасибо, своей информативной рецензией прорекламировали хорошую раритетную книгу, я к своему стыду из-за своей лени так и не сподобился что-то написать, теперь, быть может, после вашего текста кто-нибудь из читателей заинтересуется и то же прочтет Новорусского.
Где-то читал, уже не помню где, в паре воспоминаний революционеров, которые валом выходили в 20-е годы, ему ставили в укор этот труд, дескать сгладил углы, написал словно были как на курорте Шлиссельбургской крепости, но он то писал для подростков и несколько убавил градус страданий по сравнению с воспоминаниями других узников!


ему ставили в укор этот труд

мне кажется,это вовсе не минус. Многие читатели не готовы читать трагедии, а тут с одной стороны достаточно серьезное произведение, рассказывающее о сложностях жизни арестованных, с другой - очень жизнелюбивая, полная веры в свои силы история, так что и для подростков подходит, да и взрослым для первого знакомства с условиями Шлиссельбургской крепости. Мне, например, захотелось съездить на экскурсию туда,узнать, что за остров такой, где столько лет томились люди


Мне, например, захотелось съездить на экскурсию туда,узнать, что за остров такой, где столько лет томились люди

Не пожалеете, был там с десяток раз, час езды от Ленинграда, это и история крепости и становления Северной столицы, и история русской Бастилии и история замоотверженной защиты крепости во 2-й мировой войне, а еще повезет, можете попасть на фестиваль средневековых реконструкторов прямо в самой крепости!


Там тюремные корпуса - не главное. Это прежде всего древняя новгородская крепость Орешек, захваченная шведами в Смуту и отвоёванная Петром. Вообще там ОЧЕНЬ интересно. И следы последней обороны, в 1941-1943 гг., остались немалые. Немцы город взяли, а крепость - не смогли.

А вот вид со стены на цитадель и старый тюремный корпус. Солнечный сентябрь 2017 года.

o-r.jpg



Осталось доехать до Питера) Просто я раньше,до этой книги, не интересовалась этим островов,наверное и не знала о его существовании, а после прочтения особенно любопытно увидеть своими глазами


o-r.jpg


Очень красиво!