Больше рецензий

28 марта 2023 г. 23:41

704

5 "Исторический роман сочинял я понемногу"

Исторические романы не относятся к жанрам, которые мне нравятся. Мне обычно не хватает духа эпохи или я начинаю обращать внимание на странные повороты сюжета, в которых соль эпохи как будто приносится в жертву задумкам автора, либо просто историчности в этих произведениях сильно больше художественности, и тогда непонятно зачем читать их, а не просто историческую литературу.

Именно поэтому, когда мама настойчиво предлагала мне почитать этот роман, я отнекивался. У меня очень трепетное отношение к автору, я считаю его одним из лучших поэтов второй половины XX века, и меня сильно мучил синдром «Машеньки», что вот я сейчас это прочитаю, а потом мне всю жизнь с этим грузом жить. Но в какой-то момент я сдался, открыл роман и … утонул в нём.

Это великолепное произведение! С первой страницы становится понятно, что оно написано большим поэтом, который терпеливо и кропотливо реконструирует душу века. Века, в котором ему не довелось жить. Главу за главой он ткёт для читателя ажурное поэтическое полотно (хоть и в прозе), показывающее эпоху правления Николая I во всей красе.

Основа канвы романа – реальная история запретной любви князя Сергея Трубецкого и Лавинии Жадимировской. Как в любом историческом романе эта история используется как канва для передачи духа эпохи, в которой не было места для такой любви.

Авторский язык невероятно образный. Все герои вырисовываются буквально несколькими штрихами, и потом, уже сформированными литературными единицами начинают постепенно обрастать плотью деталей. Они все настолько живые и интересные, что периодические перепрыгивания между темами и возвращения старых героев воспринимаешь как встречи с приятными знакомыми.

Мне кажется, что если бы эта книга была бесконечной, я с удовольствием читал бы её вечно, потому что прозу такого уровня можно потреблять в любых количествах.