Больше рецензий

8 апреля 2023 г. 22:27

106

5 Рустованный угол и львиные головы. Ода архитектуре Петербурга.

Добралась я до этой книги только в марте и вот узнала, что буквально за пару недель до этого (5.03.23) скончалась её автор - историк архитектуры, легендарный экскурсовод и методист Ирина Игнатьевна Лисаевич, которая родилась в 1928 году, пережила блокаду, эвакуацию и дожила до преклонных лет.

Книга "Санкт-Петербург. Архитектурный портрет" вышла в свет в 2002 году. Издание последовательно вводит читателя в архитектурную историю Петербурга, знакомя с его достопримечательностями, порядком их появления, именами известных и не столь известных зодчих. Прочтя книгу, вы узнаете о стилях и их особенностях, вполне научитесь определять особенности барокко, классицизма, эклектики, модерна и конструктивизма, визуально видеть общее и индивидуальное у построек города, прототипы, стилизации и стилизаторство.

Познакомитесь вы и с северным модерном, и с русскими стилями, узнаете, что такое неоренессанс, необарокко, неоклассицизм и даже неогрек (ровно одно здание). К концу прочтения, если вы плохо владете специальными терминами, то научитесь различать и видеть ризалиты, курдонёры, картуши, букрании, портики и окна Браманте и многое другое. И даже научитесь распознавать рустовку, прорисованную рустовку и даже рустованный угол;) Книга действительно учит, КУДА смотреть, чтобы разглядеть существенное и особенное, видеть приметы стиля и времени, даже политических веяний (политики всегда использовали архитектуру, чтобы утверждать "незыблемость" своей власти).

Ирина Игнатьевна последовательно показывает, как новый стиль и новые зодчие органично входили в уже созданные предшественниками ансамбли, как действовали, чтобы их не нарушить, грамотно создавали своё. После знакомства с книгой вы начнёте по-другому смотреть на некоторые здания, узнаете, как именно задумывался тот или иной ансамбль и почему кем-то он был учтён, а кем-то нарушен. Книга показывает понятно и на простых примерах, почему так важно в строительстве соблюдать единство не только Пользы и Прочности здания, но и его Красоты.

"Невозможно достойно воспитать человека среди безликих каменных коробок"

Интересны будут и мнения разных людей культуры (архитекторов, поэтов, писателей, художников) о том или ином периоде в архитектурной жизни города. Почему эклектика и модерн долгое время были в опале и не получали достойной оценки. Почему даже такой важный символ Петербурга, как Храм Спаса на Крови, считался неудачным опытом.

Книга расскажет о возвышении и падении некоторых гениев архитектуры. Также вы сможете узнать о тех постройках, которые, увы, были варварски уничтожены в то или иное время: взорваны большевиками в 1930-е (Спас на Водах арх. М. Перетяткович - замечательный храм, о котором я впервые узнала из книги. От него остались только чёрно-белые фотографии, уничтожен в 1932 г.; Троице-Петровский Собор арх. С. Волков разрушен в 1933 г.), разрушены памятники при строительстве в 1960-70-е (Хирургический музей Н. И. Пирогова арх. В. Шрётера). Сказано будет и о героическом сохранении некоторых из них благодаря неравнодушным гражданам (что и в наше время актуально. Достаточно вспомнить прошлогоднее уничтожение манежа лейб-гвардии Финляндского полка по спорным документам. Которое, конечно, перекликается с уничтожением Старого гостиного двора на Васильевском острове в 1910-е гг. не по политическим мотивам как в случае со зданиями культа, а по прозаическим материальным: чтобы ценная земля не простаивала).

В наше время особенно важно читать, как люди старались не только в тяжёлое военное время, но даже перед лицом всесильного капитала сохранить историческое и культурное наследие, опираясь не на сиюминутное извлечение выгоды, а на более вечные ценности.

Архитектура вас захватит настолько, что, даже проходя по кварталам массовой застройки своего города, вы будете пытаться "увидеть" особенности рядовой многоэтажки. Книга раскроет и неожиданное назначение некоторых зданий не только в облике города, но и в его функциях. Так, я узнала, что шпили церквей, находящихся в поворотах и на берегах рек, должны были служить своеобразными маяками для проходящих судов.

Интересно и пофантазировать, как мог бы выглядеть город, если бы те или иные проекты были доведены до конца, здания сохранены, а площади сохранили первоначально задуманный облик. Как бонус вы, конечно, познакомитесь и с символами Петербурга (галерея всевозможных львов покажется бесконечной).

В книге также много фотографий и рисунков. К сожалению, все они чёрно-белые (нужно сделать скидку на время издания и дороговизну цветной печати), но в наш век технологий это не составляет проблем. Так, я зачастую обращалась к интернету и могла со всех сторон и в цвете рассмотреть интересующее меня здание.

В общем, это и книга про архитектуру в целом (на примере одного города), и про зодчих, и про подводные камни застройки такой масштабной территории с учётом климата; о политике (куда уж без неё), об эстетике, о преемственности, о связи поколений, о воспитании (!), ведь книга воспитывает трепетное отношение и к тому, что вас окружает, и к тому, что создано руками других; и об эстетическом воспитании созерцанием гениальных творений, на которые были потрачены огромнейшие силы и талант их создателей.

п.с. Я заметила ещё одну взаимосвязь современной архитектуры и второй половины ХIX века. Это обилие рекламы на фасадах. Яркая и вычурная, цветовой палитрой выбивающаяся из облика здания, она смотрится как свиное рыло в калачном ряду, нивелируя красоты и даже доминанты зданий: прекрасные скульптурные группы теряются на фоне вывесок "Мегафона" и всяких банков. Как сейчас нужен закон, который поубавил бы пыл всем этим стяжателям (особенно, когда в век интернета и вывесок на транспорте и рекламных стендах, можно уже не уродовать здания). Очень это символично.