Больше рецензий

9 апреля 2023 г. 12:36

994

4.5

В моем детстве еще со школьной скамьи каждый ребенок знал, кто такой Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин и еще сотни девчонок и мальчишек. Их имена произносились с трепетом, безмерным уважением и почетом. Мужество, доблесть, отвага и смелость навсегда вписали их имена в историю России.

«Партизан никогда не дорожит своей личной жизнью. Он никогда не ставит свою жизнь выше счастья Родины. И если надо выполнить долг перед Родиной, он никогда не пожалеет своей жизни. И он никогда не продаст и не выдаст товарища.»

Сколько героев, известных нам и канувших в лету, имена которых мы никогда не узнаем, сражались за свою Родину. Но именно историей подпольной молодежной организации «Молодая гвардия», созданной на оккупированной немцами территории Краснодона во время Великой Отечественной войны, вдохновился Максим Фадеев.

«Ты, родная, кругом посмотри,
Сколько горя враги принесли.
Голод, смерть и могилы везде,
Где прошли по советской земле.»
(Стихи Олега Кошевого)

Еще вчера школьники, мечтающие о будущем, строящие планы, выбирающие профессию, улыбающиеся и смеющиеся, сегодня они - бойцы, еще наивные, может, не до конца осознающие всю опасность, горящие идеями справедливости, любовью и преданностью Родине, сражаются за свои идеалы, за чувство собственного достоинства, приносят клятву верности.

o-r.jpg

История «Молодой гвардии» неотрывно связана с историей страны, местом, где все это происходит, людьми, их окружающими. А потому Фадеев широкими яркими мазками рисует перед читателем масштабное кровавое полотно, путь, по которому предстоит пройти читателю. И путь этот как будто усеян битым стеклом, которое усыпано тем гуще, чем ближе читатель продвигается к финалу. Только впивается это стекло не в голые ободранные ступни, а в самое сердце, раздирает душу в клочья. И сдержать слезы уже просто невозможно.

5 месяцев. Ровно столько мы проведем с героями этого романа.

Что такое 5 месяцев: много или мало?

Мало, если больше не увидишь своих родных, если больше не сможешь обнять мать, если не сможешь еще раз взять за руку любимую девушку, если не получится поиграть с сестренкой в догонялки, если никогда не встретишь своих одноклассников, никогда не поступишь в институт, никогда не вернешься в свой родной дом, никогда больше не увидишь солнце, никогда больше…

Много, если каждый день терпишь в своем доме жрущих и пьющих немцев, если на твоих глазах избивают твоего ребенка, насилуют и убивают, если разрушают все, что ты любил и чем восхищался, если к человеку относятся хуже чем к скоту, когда вчерашний друг за бутылку масла развлекает фашистских захватчиков, когда сосед доносит на соседа, когда каждый день - боль, издевательства и мучения, когда не смолкают крики из пыточной, когда трехлетнего ребенка привязывают к матери и затем зарывают живьем в землю. Это бесконечно, невыносимо много.

Этих дней не смолкнет слава,
Не померкнет никогда,
Партизанские отряды
Занимали города…

P.S. Не читать ярым поклонникам романа.

Все-таки выскажу некоторые замечания (правда, долго сомневалась, делать это или нет). Эти замечания ни в коем случае не касаются темы, которой посвящен роман. Она неприкосновенна.

Итак, существует две версии романа: первоначальная и более поздняя, расширенная, написанная под влиянием критики и замечаний. Какая бы колоссальная работа ни была проделана, влияние и постоянный контроль очень сильно ощущаются. Ответвления, пространственные рассуждения, советская пропаганда не всегда кажутся уместными и добавляют много «воды». В романе живет и действует огромное количество героев. И, если не вооружиться блокнотом и ручкой и не делать пометки, ориентироваться не только во второстепенных, но и в главных героях, будет тяжело.

Стиль мне показался не выдержанным: когда уместнее было было высохудожественным языком описать происходящие события, слог автора срывался на сухо-документальный или публицистический. Это смешение иногда выбивало из колеи.

Почти весь роман такой степенно-размеренный, неторопливый, рассеянный, он сбивает с нужного настроя так, что даже страшные события таковыми не воспринимаются. Как будто автор жалеет читателя (а не стоило бы). И только в финальных аккордах произведения автор обрушивается как кувалда. Однозначно советую первоначальный вариант произведения.

Сколько бы времени не прошло, такие книги нужны, важны и очень ценны. Только сердце болит и щемит после прочтения.


Дзен