Больше рецензий

10 апреля 2023 г. 14:49

192

3 Как быть одноклассником, когда закончил школу

"Это роман о стойкости человека в ситуации, когда нравственные ценности не востребованы обществом.
Роман о том, как много человеку требуется мужества и смирения, чтобы сохранить «душу живую», не впасть в озлобление или гордыню, а жить по совести и любви.
Алексей Иванов"

Я честно пытался. Я не увидел. Буду разносить тезисы и главного героя в лице Служкина. Без злобы, и пытаясь не уйти в открытое морализаторство. Не уверен, что у меня это везде получилось. Зато честно.

"Стойкость человека..., когда ценности не востребованы" — да востребованы они. И особенно востребованы, когда кажется, что нет. Просто Служкин — не тот, кто может их нести. Роль не та. А какая роль тогда? Давайте разберёмся.

Может он хороший муж? Да нет. Семью благополучной не назовёшь. Жене он зла не делает, намерения добрые. Даже свободу даёт: гуляй на здоровье, ищи свою любовь. Но такое отношение не про любовь, это про безразличие.
Может отец хороший? Тут чувствительный вопрос. Я — отец двоих детей, так что без мата и прямых оскорблений вряд ли смогу что-то сказать. Всё же ребёнка нужно защищать, заботиться и воспитывать. И не только добрым словом, но и делом. Прямое морализаторство, да, пардон.
Друг? Неоднозначно. Друзьям-одноклассникам желает всего хорошего, поддерживает отношения. Худо-бедно выступает в роли свахи с разной степенью успешности. Иногда мелькает Будкин, претендующий на роль лучшего (по крайней мере самого близкого) друга, но можно ли всё это назвать дружбой в большом смысле? Скорее, нет. В бытовом — да, безусловно. Собутыльник — однозначно да.
Может быть Служкин талантливый учитель? Увольте (во всех смыслах слова). Он, конечно, пытается что-то дать школьникам, но это не отношения учитель-ученик. В постсоветском пространстве со спальными районами есть такой термин "старшаки" — ребята с одного с тобой района, но постарше и "повидавшие жизнь". А когда тебе 15, разница в 5 лет — это прорва опыта. Десятилетки вообще жизни не нюхали, а двадцатилетние повидали уже так много. Вот это типичные отношения "старшак — малые": подсаживайтесь, малятки, расскажу вам как жизнь устроена.
Окей, не учитель, но может наставник? Тоже нет. Чтобы быть наставником, нужно быть примером. Да и не увидел попыток на него походить. Разве что в количестве выпитого.
Тогда опытный походник? Он же столько раз ходил в походы сам, точно есть навыки. Но и тут нет. Удивительно, что в организованном походе никто не потерялся, не замёрз и не утонул, хотя автор легко мог чуть подкрутить сюжет в сторону "Гонка Скотта к северному полюсу", и получилась бы survival-драма. В общем, если второй тезис про "как много человеку требуется мужества и смирения" частично относится сюда, то это трындец: мужество из-за глупости не может быть мужеством. Это глупость.

В сухом остатке:
Не добрал, не добрал, не добрал... Намерения, намерения, намерения...
Мало одних намерений, чтобы быть человеком. Нужны поступки. Решение не принимать решений поступком не является. Это безразличие и лень.
За всю книгу я насчитал один поступок (спойлер):

спойлер
Служкин не шпильнул свою ученицу.
свернуть

Ну, зашибись. Титан духа.

Сам Служкин тоже задаётся вопросом кто он. Не учитель, не монстр, не друг, не приятель, не начальник, не свой, не чужой, не собутыльник... "Я — вопрос, на который каждый из них должен ответить". И здесь можно было бы развить тему, но меня уносит в откровенное морализаторство, так что оставим это читателям.

На мой взгляд, единственная роль, в которой Служкин выглядит максимально естественно, это одноклассник. Весь его бывший класс рядом, только вырос. Народ переженился, обзавёлся детьми и любовниками / любовницами, и Служкин между ними крутится. С кем-то дружит и прибухивает. У кого-то гоняет чаи на кухне. Кому-то служит "ушами". Кого-то пытается свести вместе. Кому-то врёт, кого-то выгораживает. Получается такая типичная школьная жизнь, но уже без школьных декораций.
Ощущение, что ни у кого мировоззрение со времён школы не поменялось. И никто так и не разобрался, что же ему нужно. Жизнь, не пришедшая в сознание.

Вместо вывода:
"Роман о том, как много человеку требуется мужества и смирения, чтобы сохранить «душу живую», не впасть в озлобление или гордыню, а жить по совести и любви."
Здесь нет примеров мужества, а бездействие нельзя считать примером смирения. Здесь нет живой души: герой просто раздолбай, и еще не разобрался чего он хочет. Здесь нет поводов для гордыни, для этого нужно что-то из себя представлять. А чтобы жить по совести и любви, нужно что-то делать.

При всём при этом книжка не плохая. Я читал ее по рекомендации (Маша, привет) и дочитал без усилий. И как это уживается со всем написанным выше для меня самого загадка. Да, у автора лёгкий слог. Да, есть диалоги и классные крылатые фразы. Да, есть сюжет и драма. Графомании про природу в стилистике Фета, правда, тоже в избытке, но это на вкус и цвет, я не любитель, пропускал. Да и в развитии героев трудно уловить заметную динамику.
Наверное, мне просто хотелось узнать, что будет в конце истории. Как изменится Служкин? Что будет с его семьей? И что будет с его девятым классом? Не обернётся ли эта история "Американской трагедией", ведь поводов для этого предостаточно?

В целом, неоднозначно. О прочитанном не жалею. Рекомендовать не буду.