Больше рецензий

BakowskiBabbitts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 апреля 2023 г. 22:23

8K

4 И никуда мне не деться от этого

А давайте, друзья, для полноты ощущений переместимся на московскую улочку годов так 70-х 19 века. Переместимся и увидим в уличной толпе молодого человека лет 20-25. Он потомственный дворянин, а может сын купца или даже очень может быть родственником кого-то по духовной части. С виду молодой человек выглядит состоятельным, но нам мог попасться и парень еле-еле сводящий дебет с кредитом. Этакий Родион Раскольников. Хотя, и здесь могут быть различия. Наш молодой человек, в отличие от героя книги Достоевского, смог окончить университет. И даже успел сделать пару шагов по лестнице, на которой люди как правило все время толкаются, бывает очень больно толкаются (опять обобщаю, есть кто и не толкается), эту лестницу еще называют карьерной.
Но... Вот проблема, этот молодой человек не хочет жить в окружающем мире. Нет, нет, он не самоубийца. Но в силу своих моральных качеств его воротит общество, которое перешло из крепостного права (а его на бумаге отменили в 1861 году) в точно такое же крепостное право, где хозяевами жизни стали торгаши и ростовщики. Нашего молодого человека выворачивает от вида богатства у 1% элиты и беспросветной нищеты 80% российского народа.
Он мог бы служить, но, как говорил классик, "лизать" и "прислуживаться" - тошно.
Наш молодой человек лишний на этом "празднике" жизни.
Быть может он либерал?
Он за свободу слова, против царя - тирана и за парламентскую республику?
За честные выборы и равенство?
За реформы, которые изменят жизнь людей?
Нет.
Его тошнит от либеральной болтологии, ибо что реформы, что выборы, все всегда делается в угоду правящему классу. А правящий класс в правление дома Романовых - это торгаши.
Ну тогда понятно. Этот парень - революционер!
И опять попали пальцем в небо.
Да, он выступает за изменения в окружающем мире, но в его понимании все революционеры - это радикалы. А революции приводят к противоборству с торгашами, которые просто так не отдадут своих завоеваний!
Итак, друзья, наш молодой человек фантастически странен. Он не консерватор, не революционер и не либерал.
Что же делать такому человеку?
Искать себе подобных и объединяться.
Так они делали во второй половине 19 века. Объединялись и уезжали из города, покупали или арендовали кусок земли и пытались жить общиной.
Этот феномен позже назовут коммунитарным движением. Вот этому движению, а главное людям в этом коммунитарном движении и посвящена монография Ирины Гордеевой.
Каковы же были принципы и идеи "забытых людей"?

"... основным стремлением "опростившихся" коммунитариев было жить "трудами рук своих" и духовно совершенствоваться в кругу друзей с тем, чтобы люди последовали их примеру, и мир стал лучше без всякого насилия".

Выглядит утопично?
Пожалуй, но я не буду кидать в этих людей камень. В чем-то они мне симпатичны. По крайней мере я так же ненавижу окружающий мир наживы. И это нас объединяет.
Судя по многочисленной информации предоставленной автором на страницах своей монографии, большинство общин разваливалось в течении 1-2 лет. И тут можно вспомнить одну цитату. Эх, не особый я любитель цитат, ибо на одну цитату можно найти противоположную. Но есть такие, которые, на мой взгляд, кратко и точно объясняют окружающий мир.
Давайте откроем 12 том ППС В.И. Ленина на статье под названием "Партийная организация и партийная литература" и прочитаем:

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания.

Так вот, сдается мне, именно по этой формуле и разваливались все коммунитарные общины 19 века. Ведь эти люди не становились стерильными переезжая из Москвы и ли Петербурга в глубинку России. Куда бы ты не уехал, тебя везде будут преследовать рыночные отношения.
И сразу среди общинников возникают споры - применять или не применять наемный труд.

"Буковская колония - одна из тех немногих общин, которым удалось хорошо наладить хозяйство. Однако разногласия между общинниками начались почти сразу, еще в первый год поселения. Споры велись по принципиальным вопросам формы собственности, организации работ, допустимости применения наемного труда".

А как быть с половым вопросом и вечной тягой друг к другу лиц женщин и мужчин? Или вечный вопрос - кто здесь главный?

"Жизнь колонистов была трудной и скудной, хозяйство не ладилось. Община распалась из-за взаимной неприязни Вадиковских и Сычугова. Недовольство Зотом было вызвано его руководящей ролью в хозяйстве: как человек, умеющий работать и любящий труд, он стал как бы большаком в общине... После нескольких крупных ссор Сычугов был вынужден уйти из общины, прихватив, впрочем, с собой Анну Вадиковскую, на которой женился".

А ведь еще была местная полиция, которая тормозила любое благое начинание коммунитариев как то бесплатное обучение сельских детей и врачебная помощь. И при любом мелком нарушении, а то и вовсе без него старалась прикрыть общину.
Ну и ежедневный тяжкий труд, это ж на бумаге красиво - давайте жить за счет своего труда, а на деле дети разночинцев в большинстве своем были не приспособлены к такому труду.

"Согласно Кривенко, большую роль в распаде колонии сыграли хозяйственные неудачи, чрезмерная людность поселения, недостаточность запашки и скота для такого количества людей, неумение и нежелание трудиться, которое оправдывалось тем, что все "физическое" и "материальное" недостойно внимания в сравнении с духовной стороной общинной жизни".

Я наверное не стану каким то открывателем, если скажу, что книга Ирины Гордеевой по своему уникальна. Ибо на моей памяти это чуть ли не первый в России научный труд о "забытых людях" из коммунитарного движения второй половины 19 века. Данная монография своего рода энциклопедия российского коммунитаризма, десятки общин, сотни фамилий и биографий (надо признать что некоторые из коммунитариев были состоятельными людьми), подробно описаны тенденции развития и разрушения движения. Так же затронута связь коммунитарного движения с идеями Л.Н. Толстого и А.Н. Энгельгардта и тщательно прописан внутренний духовный мир "забытого человека". Я кстати с удивлением узнал, что один из первопроходцев народнического движения Николай Чайковский, разочаровавшись в революционных идеях и уехав в США, был одним из основателей коммуны на американской земле.

"В.А. Веселовский, который провел лето в "работниках" в Батищеве, писал А.Н. Энгельгардту вскоре после отъезда из деревни:
"Ужасно отвратительное и раздражающее впечатление произвели на меня города с первого разу: хищные рожи дельцов, нахальные хари разуваевых и мелкого торгаша и лавочника... Это черт знает что такое - это какое-то капище алчных драконов, пожирающих друг друга. Вероятно, на деле это далеко не так, но тем не менее я это именно так ощущал и ощущаю..."

Увы, можно спрятаться на год, два, три, но от этого мира капитала, рыночной экономики и ею порожденной алчности не скрыться навечно. Даже противясь миру, ты соглашаешься с правилами и подписываешь бумагу.
А потом тебя непременно настигнут, как настиг Фауста Мефистофель.

Комментарии


Какая интересная книга, спасибо за рецензию, беру себе в виш.

А я недавно встречала упоминание про общину утописта Роберта Оуэна, она тоже недолго просуществовала

Это предприятие не могло стать и не стало успешным. В мечтах Оуэну виделась утопия, существующая в реальном мире, но он не был готов считаться с несовершенствами старого общества. Никакого планирования не было и в помине; со всех сторон беспорядочно стекались поселенцы, всего около восьми сотен. И никакой защиты от мошенничества. Так, Оуэн был обманут одним из помощников — тот отхватил кусок общинной земли и выстроил на нем небольшой заводик, производивший виски. Филантроп проводил большинство времени вне стен своего детища, и общины-конкуренты — среди прочих Макклюрия под началом некоего Уильяма Макклюра — не заставили долго себя ждать. Соблазн присвоить чужое одержал верх над связывавшими всех идеями; в конечном итоге удивительно, что общине удалось просуществовать даже такой короткий срок.

Интересно, существовали ли хоть где-то удачные примеры ?


Какая интересная книга

Да это моему товарищу надо сказать спасибо, пару месяцев назад принес мне на прочтение на время коробку книг издательства "Common Place" кстати та про которую недавно Ольга написала Ольга Пинчук - Сбои и поломки. Этнографическое исследование то же из этого издательства. И все книги нестандартны, темы интереснейшие, но они почти все есть в интеренете в открытом доступе. Хочу потом еще рассказать про другие.

Интересно, существовали ли хоть где-то удачные примеры?

Единичные случаи, Ирина Гордеева про них рассказывает, открылись в 80-е и дожили до революции, дальше связь теряется, так как она изучала 19 век. Да и как удачно, наверное для этаких стоиков, одни уходили, другие вливались и лишь несколько человек в этих общинах прожили от звонка до звонка. Быть может они и были этими счастливцами?


Интересны в этом отношении воспоминания Владимир Рафаилович Зотова от 1890 года о фаланстере Михаила Петрашевского:

"История первой фаланстерии в России мало кому известна и весьма поучительна.

Уверенность этого фанатического поклонника фурьеризма в том, что русский мужик способен проникнуться идеями фаланстерианского общежития и усвоить их себе, была до того велика в Петрашевском, что он задумал осуществить ее на деле еще в 1847 году, хотя и в незначительных размерах. Был у него недалеко от уездного города небольшой выселок в семь дворов, ютившихся на болоте, у опушки огромного соснового бора. Во всех дворах было душ сорок и с ребятами; земли было достаточно, с десяток лошадей, но коровы, не приживались, да и жилье самих мужиков на болотистом грунте было неказистое, и хозяйство у них велось плохое: допотопные плуги и бороны работали плохо, избы подгнили, лес хоть под боком, да господский. Староста пришел просить бревен на починку развалившихся лачуг. Тогда барина осенила гениальная мысль: он повел беседу о том, не лучше ли будет крестьянам вместо того, чтобы подновить свои избы на заведомо нездоровом месте, выстроить в бору, на сухой почве, одну просторную новую избу, где бы поместились все семь семейств, каждое в отдельной комнате, но с одной общей кухней для стряпни и такой же залой для общих зимних работ и посидков, с надворными пристройками и амбарами для домашних принадлежностей, запасов и инструментов, которые также должны быть общими, как и вообще все крестьянское хозяйство. Барин долго развивал все выгоды такого общежития, обещая, конечно, все устроить на свой счет, купить заново все необходимые сельские орудия и домашнюю утварь: горшки, чашки, плошки. Староста слушал, «уставясь в землю лбом», с тою сосредоточенною миною русского мужика, по которой никак не узнаешь, понимает ли слушающий, что ему говорят, или думает о говорящем: «Ничего-то, брат, ты сам не понимаешь и только вздор городишь». Он только низко кланялся при перечислении всех благ, какими барин сбирался наградить своих верноподданных в их новой жизни, и на все его вопросы: «Ведь так будет не в пример лучше и выгоднее?» — отвечал: «Воля ваша, вам лучше знать, мы люди темные, как прикажете, так и сделаем». Барин напрасно старался добиться от него самостоятельного мнения об удобствах такого общежития, напрасно ждал, когда в его верном Личарде «новогородская душа заговорит московской речью величавой»; Личарда только кланялся и повторял: «Вы наши отцы, как положите — так и будет».

Нежелание мужиков изменить исконный, заповедный образ жизни было очевидно, хотя и не высказывалось прямо, но оно было так естественно, что барин не удивлялся этому, хотя и решил все-таки привести в исполнение свою идею, надеясь, что, испытав на деле все удобства нового рода жизни, они оценят заботы об улучшении их быта. От вековых привычек отстать нелегко. Крестьяне — те же дети, которых надо силою приучать к порядку, чистоте, опрятности. С манчестерским принципом: laisser faire, laisser aller (отсутствие принуждения) —тут ничего не поделаешь, и барин положил осчастливить детей природы вопреки их желаниям. «Не вытащить их из их болота, так они и совсем в нем завязнут»,— говорил он и начал строить в лесу фаланстерию. Работа подвигалась быстро, и к зиме все было готово. Беседы и разъяснения шли своим чередом во время построек. Несколько раз барин водил стариков в готовящееся для них помещение, знакомил их предварительно с его планом и расположением комнат, с новыми порядками, каким надо было следовать в общежитии, спрашивал, довольны ли они? Они ходили за ним по постройке с видом приговоренных к тюремному заключению, бормотали угрюмо: «Много довольны! Как будет угодно вашей милости!» При свидании со мной Петрашевский не раз сообщал мне о ходе дела, обещал рассказать подробнее, как они начнут жить в новой обстановке с рождества 1847 года. Прошло и рождество, но он не показывался в Петербурге. После Нового года я узнал, что он приехал, но ко мне не являлся. Еще через неделю я случайно столкнулся с ним на Невском.

— Что же ты не заходишь ко мне? Ведь ты же знаешь, как меня интересует твоя попытка,— сказал я.
Он казался сконфуженным и отвечал как-то неохотно:
— Да что, братец! Ты и представить себе не можешь, какие это дикари, сущие звери. Что они со мной сделали!
— Что же? Отказались переселиться в твою фаланстерию?
— Как же смели бы они это сделать, когда им приказывал барин?
— Так что же, наконец?
— Вообрази: накануне переезда я еще раз обошел с ними всю постройку, назначил каждой семье ее помещение, указал на все его удобства, выгоды, передал всю утварь, какую закупил для них, все инструменты, велел перевести с утра скот и лошадей в новые хлева и конюшни, перенести весь скарб и запасы в амбары. С сознанием исполненного долга и доброго дела оставил я их, обещая на другое же утро приехать к ним на новоселье из дома лесничего, где я обыкновенно жил во время моих поездок...
— Ну и что же? — спросил я, видя, что он остановился на последних словах, высказанных прерывающимся голосом.
— Приезжаю рано утром и нахожу на месте моей фаланстерии одни обгорелые балки. В ночь они сожгли ее со всем, что я выстроил и купил для них.

В тоне его голоса было столько горечи, столько разочарования, что я не мог смеяться над развязкой этой барской затеи на социальной подкладке. Но этот нисправимый фантазер, несмотря на неуспех своих попыток, упорно продолжал дело пропаганды, которою он думал осчастливить свое отечество."


Вот уж история...И крестьяне не молодцы совсем :(


Как вы относитесь к таким людям? Думаю, во все времена при всех общественно экономических формациях есть такие персонажи, которым дайте что-то другое. а не "вот это всё". Кто-то в монастырь бежит, надеясь, что там на него снизойдёт божья благодать, кто-то в общины, секты. И о ужас, всё равно приходится что-то делать, а не только блаженно молиться и гулять на природе, раздумывая о бренности бытия.

Коммон плэйс действительно удивляет освещением той или иной стороны жизни, порой очень непредстказуемой. Не пробовали им донатить?


Как вы относитесь к таким людям?

Двояко, с одной стороны с уважением за их внутреннее неприятие мира торгашества, т.е. они такие же как я, а с другой стороны как-то жалко их за наивность, что можно убежать из окружающего мира, куда? Окружающий мир можно только перестроить, как это сделали большевики.

Коммон плэйс действительно удивляет освещением той или иной стороны жизни

Я думаю они не зря издали эту монографию, несколько лет идет тренд по объединению молодежи в так называемые "литературные кружки" (я надеюсь вы понимаете о чем я), и книга показывает какие подводные камни ждут следующих коммунитаристов.

Не пробовали им донатить?

Денег нет)))