Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

11 апреля 2023 г. 20:08

6K

4.5 И вашим и нашим

Очень любопытная книга, которая позволяет ознакомиться с необычным взглядом на международные отношения, а также на исторические процессы, происходящие внутри разных стран и сообществ. Мне нравится авторская манера, Самюэль Хантингтон пишет весьма сдержанно, уважительно относится к различным культурам, при этом, хоть и делает некие выпады против мусульманских стран, все же не забывает критиковать и свою родину, подчеркивая, что в американской, да и вообще в западной международной политике не все правильно.

цитаты

На какой бы участок периметра ислама ни взглянуть, мусульмане никак не могут мирно ужиться со своими соседями....Мусульмане составляют около одной пятой от всего населения земного шара, но в 1990-х годах они участвовали в намного большем числе межгрупповых актов насилия, чем люди из любой другой цивилизации.

следует помнить, что ислам с самого начала был религией меча и что он прославляет военную доблесть. Истоки ислама – среди «воинственных племен бедуинов-кочевников», и это «происхождение в среде насилия отпечаталось в фундаменте ислама. Самого Мухаммеда помнят как закаленного воина и умелого военачальника». Подобного нельзя сказать ни о Христе, ни о Будде. Догматы ислама, как утверждается, предписывают войну против неверных, и когда первоначальная экспансия ислама со временем сошла на нет, мусульманские группы, вопреки религиозной доктрине, стали сражаться между собой.
Коран и прочие установления мусульманской веры содержат единичные запреты насилия, и в мусульманском учении и практике отсутствует концепция отказа от применения насилия.



.
Отдельные американцы поощряют мультикультурность на родине; некоторые поддерживают универсализм за границей; а некоторые содействуют и тому и другому. Мультикультурность на родине угрожает Соединенным Штатам и Западу; универсализм за границей угрожает Западу и миру. Оба отрицают уникальность западной культуры. Глобальные монокультуралисты стремятся весь мир сделать похожим на Америку. Доморощенные мультикультуралисты хотят сделать Америку похожей на мир. Мультикультурная Америка невозможна, потому что не-западная Америка – уже не американская. Мультикультурный мир неизбежен, потому что глобальная империя невозможна. Сохранение США и Запада требует обновления западной идентичности. Безопасность мира требует признания глобальной мультикультурности.
.
Концепция универсальной цивилизации является характерным продуктом западной цивилизации. В девятнадцатом веке идея «бремени белого человека» помогла оправдать распространение западного политического и экономического господства над не-западными обществам.В конце двадцатого столетия концепция универсальной цивилизации помогает оправдывать западное культурное господство над другими обществами и необходимость для этих обществ копировать западные традиции и институты. Универсализм – идеология, принятая Западом для противостояния не-западным культурам
свернуть

Писатель спорит с популярной идеей об «универсальной культуре», считает, что различие цивилизаций слишком велико, поэтому не стоит ожидать и стремиться к тому, чтобы на всей Земли были одинаковые ценности и ориентиры. Копирование же западных стандартов вначале может и изменяет не-западные государства, но потом неизбежно следует откат, когда традиционалистские группы возвращают свою популярность в обществе.

цитаты

термин «универсальная цивилизация» может относиться к предположениям, ценностям и доктринам, которые сейчас разделяют многие на Западе и некоторые в других цивилизациях. Это то, что можно назвать «давосской культурой». Каждый год около тысячи бизнесменов, банкиров, правительственных чиновников, интеллектуалов и журналистов из десятков стран встречаются в Швейцарии на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Почти у всех этих людей есть университетские степени по точным наукам, общественным наукам, бизнесу, праву; они работают со словами и/или числами, довольно бегло говорят по-английски; работают на правительства, корпорации и академические учреждения, у которых сильны международные связи, и часто выезжают за пределы своей родной страны. Они, как правило, разделяют веру в индивидуализм, рыночную экономику и политическую демократию, что также широко распространено среди людей западной цивилизации.
Люди из Давоса контролируют практически все международные институты, многие правительства мира, а также значительную долю мировой экономики и военного потенциала. Такии» образом, давосская культура крайне важна. Однако сколько человек по всему миру разделяют эту культуру? Вне Запада её разделяют, пожалуй, менее 50 миллионов, или 1 процент мирового населения, а может быть, что и всего одна десятая мирового населения. Это далеко не универсальная цивилизация, и те лидеры, которые привержены давосской культуре, не обязательно прочно держат власть в руках в своих собственных обществах. Эта «общая интеллектуальная культура существует», как заметил Хедли Булл, «только на уровне элиты: корни её во многих обществах неглубоки… [и] вызывает большое сомнение, что даже на дипломатическом уровне она охватывает то, что было названо культурой общей морали или сводом общих правил, в отличие от общей интеллектуальной культуры»

была выдвинута идея о том, что рост западных моделей потребления и популярной культуры по всему миру создаёт универсальную цивилизацию. Этот аргумент ни глубок, ни существенен. Культурные увлечения всегда передавались от одной цивилизации к другой. Нововведения в одной цивилизации часто принимаются другими. Но это, как правило, либо технологии, начисто лишённые каких бы то ни было культурных последствий, либо мимолётные причуды, которые приходят и уходят, не изменяя базовой культуры заимствующей их цивилизации. Эти импортные штучки «расходятся» в цивилизации-реципиенте либо потому, что это — экзотика, либо они навязаны. За столетия, предшествующие нашему, западный мир не раз охватывало увлечение теми или иными атрибутами китайской или индийской культуры. В восемнадцатом веке предметы культурного импорта с Запада приобрели популярность в Китае и Индии, потому что они казались воплощением западного могущества. Выдвигаемый аргумент о том, что распространение по всему миру поп-культуры и потребительских товаров олицетворяет триумф западной цивилизации — это опошление западной культуры. Суть западной цивилизации — это Magna Carta (Великая хартия вольностей (1215 год). — Прим. перев.), a не Magna MacDonald’s.

.

Рональд Дор назвал термином “феномен инди-генизации второго поколения”. Как в бывших западных колониях, так и независимых странах вроде Китая и Японии “первое “модернизаторское”, или “постнезависимое”, поколение зачастую получало образование в зарубежных (западных) университетах на западном космополитичном языке. Частично из-за того, что они впервые попадали за рубеж, будучи впечатлительными подростками, принятие ими западных ценностей и стиля жизни могло быть весьма глубоким. Большинство из второго, намного большего поколения, напротив, получает образование дома, в университетах, основанных первым поколением, где для обучения все больше используется местный, а не колониальный язык. Эти университеты “дают куда менее тесный контакт с миром культуры метрополии”, и “знания обрели местный колорит посредством перевода – обычно объем их ограничен, а качество оставляет желать лучшего”. Выпускники этих университетов негодуют по поводу засилья предыдущего, обученного на Западе поколения и поэтому часто “поддаются призывам местных оппозиционных движений”13. По мере того как западное влияние сходит на нет, молодые честолюбивые лидеры уже не могут надеяться на то, что Запад даст им власть и богатство. Они вынуждены искать средства достижения успеха в своем обществе, и поэтому им приходиться приспосабливаться к ценностям и культуре этого общества.

Процесс индигенизации не обязательно ждет появления второго поколения. Талантливые, проницательные и легко приспосабливающиеся лидеры первого поколения сами индигенизируются. Наиболее примечательны три случая – Мухаммед Али Джинна, Гарри Ли и Соломон Бандаранаике. Они с отличием закончили Оксфорд, Кембридж и Линкольнз-Инн, соответственно, и были отличными адвокатами и полностью вестернизированными членами элит в своих обществах. Джинна был законченным атеистом. Ли, по словам одного из британских министров, являлся “лучшим [c.135] чертовым англичанином к востоку от Суэца”. Бандаранаике был воспитан как христианин. И все же для того, чтобы возглавить свои нации на пути к независимости и после ее обретения, им пришлось индигенизироваться. Они вернулись к культурам своих предков, и в процессе этого они временами меняли идентичность, имена, одежду и веру. Английский адвокат М.А. Джинна стал пакистанцем Квади-Азамом, Гарри Ли стал Ли Кван Ю. Атеист Джинна стал ярым поборником ислама как основы пакистанского государства. Анг-лофицированный Ли выучил китайский и стал ярким последователем конфуцианства. Христианин Бандаранаике перешел в буддизм и стал приверженцем сингальского национализма.

Индигенизации способствует демократический парадокс: принятие не-западными обществами западных демократических институтов поощряет и дает дорогу к власти национальным и антизападным политическим движениям. В 1960-е и 70-е годы вестернизированные и прозападные правительства в развивающихся странах находились под угрозой переворотов и революций; в 1980-е и 90-е они подвергаются все большей опасности проиграть выборы. Демократизация вступает в конфликт и вестернизацией, а демократия по своей сути является процессом, ведущим к защите местнических интересов, а не к космополитизации. Политики в не-западных обществах не выигрывают на выборах, демонстрируя, насколько они западные. Предвыборная гонка, напротив, заставляет их апеллировать к тем вещам, которые они считают наиболее популярными, и эти темы обычно связаны с этническими, национальными и религиозными вопросами.

Результатом является объединение народа против элит, получивших образование на Западе и ориентированных на Запад.

свернуть

Более того, автор пишет, что

Универсалистские претензии Запада все чаще приводят к конфликтам с другими цивилизациями, наиболее серьезным – с исламом и Китаем; на локальном уровне войны на линиях разлома, большей частью – между мусульманами и не-мусульманами, вызывают «сплочение родственных стран», угрозу дальнейшей эскалации конфликта и, следовательно, усилия основных стран прекратить эти войны

Книга построена на идее о том, что схожие по культуре страны объединяются, им легче сотрудничать в политических и экономических вопросах (как пример приводится Европейский союз), а если объединение произошло в силу исторических обстоятельств или лишь на идеологическом уровне, то такие страны ждет распад (как произошло с СССР, Югославией) или же им будут свойственны различные внутренние конфликты (которые имеют место в Индии, Украине, Шри-Ланке).

цитаты
Философские воззрения, основополагающие ценности, социальные отношения, обычаи и общие взгляды на жизнь значительно отличаются в разных цивилизациях. Возрождение религии в большей части мира усиливает эти культурные различия. Культуры могут изменяться, и природа их влияния на политику и экономическое развитие может различаться в разные исторические периоды. И все же очевидно, что основные различия политического и экономического развития цивилизаций имеют корни в различии культур. Восточноазиатский экономический успех обусловлен восточноазиатской культурой, как и трудности, с которыми столкнулись восточноазиатские страны на пути построения стабильных демократических систем. Причины провала установления демократии в большей части мусульманского мира во многом кроются в исламской культуре. Развитие посткоммунистических обществ Восточной Европы и на пространстве бывшего Советского Союза определяется цивилизационной идентичностью. Страны с западно-христианскими корнями добиваются успеха в экономическом развитии и установлении демократии; перспективы экономического и политического развития в православных странах туманны; перспективы мусульманских стран и вовсе безрадостны.
свернуть

Конечно, это упрощённая карта реальности, но писатель объясняет, что без использования простых моделей и парадигм невозможно изучение мира, а в то же время неправильно мыслить в рамках двух миров «мы-они», «Восток-Запад», «богатые/развитые страны – бедные/развивающиеся». Поэтому Хантингтон выводит 8 основных мировых цивилизаций текущего времени: западная (включающая Европу, Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию), исламская, китайская, японская, индуистская, православная , латиноамериканская и африканская.

Политолог сравнивает данные цивилизации между собой, изучает, чем западная культура отличается от остальных и какие причины обусловили ее основные характеристики (разделение церкви и государства, верховенство закона, социальный плюрализм, тысячелетняя история представительных органов, индивидуализм).

цитаты
Приведенный выше список не ставит своей целью полное перечисление отличительных характеристик западной цивилизации. Не означает он также, что эти характеристики всегда и повсеместно присутствовали в западном обществе. Очевидно, что они порой отсутствовали: многие деспоты в западной истории регулярно игнорировали господство закона и распускали представительные органы. Не утверждается и того, что ни одна из этих характерных черт не проявлялась в других цивилизациях. Очевидно, они имеют место: Коран и шариат составляют основополагающий закон для исламских государств; в Японии и Индии существуют классовые системы, весьма схожие с сословиями Запада (возможно, в результате этого только эти две основные незападные цивилизациии могут выдержать демократическое правительство в течение любого времени). По отдельности ни один из этих факторов не был уникален для Запада. Однако их сочетание было уникально, и это дало Западу его отличительные особенности. Эти концепции, принятые практики и общественные институты просто были более широко распространены на Западе, чем в других цивилизациях. Они – то, что сделало Запад Западом, причем уже давно. И они же во многом стали факторами, которые позволили Западу занять ведущую роль в модернизации самого себя и всего мира.
.

в последние годы девятнадцатого века обновленный западный империализм распространил влияние Запада почти на всю Африку, усилил контроль над Индостаном и по всей Азии, и к началу двадцатого века практически весь Ближний Восток, кроме Турции, оказался под прямым или косвенным контролем Европы. Европейцы или бывшие европейские колонии (в обеих Америках) контролировали 35 % поверхности суши в 1800 году, 67 % в 1878 году, 84 % к 1914 году. К 1920 году, после раздела Оттоманской империи между Британией, Францией и Италией, этот процент стал еще выше. В 1800 году Британская империя имела площадь 1,5 миллиона квадратных миль с населением в 20 миллионов человек. К 1900 году викторианская империя, над которой никогда не садилось солнце, простиралась на 11 миллионов квадратных миль и насчитывала 390 миллионов человек . Во время европейской экспансии андская и мезоамериканская цивилизации были полностью уничтожены, индийская, исламская и африканская цивилизации покорены, а Китай, куда проникло европейское влияние, оказался в зависимости от него. Лишь русская, японская и эфиопская цивилизации смогли противостоять бешеной атаке Запада и поддерживать самодостаточное независимое существование.

Запад завоевал мир не из-за превосходства своих идей, ценностей или религии (в которую было обращено лишь небольшое количество представителей других цивилизаций), но, скорее, превосходством в применении организованного насилия. Жители Запада часто забывают этот факт; жители не-Запада никогда этого не забудут.

как любят говорить историки, завершилась «экспансия Запада» и началось «восстание против Запада». Неравномерно, с паузами и «отыгрываниями», снижалось могущество Запада по сравнению с влиянием других цивилизаций. Карта мира образца 1990 года мало чем похожа на карту мира в 1920 году. Баланс военного и экономического могущества, а также политического влияния изменился (что более подробно рассматривается в следующей главе). Запад продолжал оказывать значительное влияние на другие общества, но взаимоотношения между Западом и другими цивилизациями все больше обуславливались реакцией Запада на развитие этих цивилизаций.

Каждая цивилизация видит себя центром мира и пишет свою историю как центральный сюжет истории человечества. Это, пожалуй, даже более справедливо по отношению к Западу, чем к другим культурам. Такие моноцивилизационные точки зрения, однако, утратили значимость и пригодность в полицивилизационном мире.

свернуть

В ответ на западное влияние государства остального мира или явно отторгали его (как, например, Япония с 1542 года до середины XIX века) или же принимали настолько воодушевлённо, что полностью подменяли свою культуру западной, проводили активную модернизацию и вестернизацию, как было в Турции (поэтому автор называет этот процесс «кемализм») или применяли смешанный реформизм, пытаясь сохранить свои традиционные ценности, но провести модернизацию по западному образцу (как Китай в годы правления династии Цинь или Египет в 1830-х годах)

цитаты

На социальном уровне модернизация усиливает экономическую, военную и политическую мощь общества в целом и заставляет людей этого общества поверить в свою культуру и утверждаться в культурном плане. На индивидуальном уровне модернизация порождает ощущение отчужденности и распада, потому что разрываются традиционные связи и социальные отношения, что ведет к кризису идентичности, а решение этих проблем дает религия.

модернизация не обязательно означает вестернизацию. Не-западные общества могут модернизироваться и уже сделали это, не отказываясь от своих родных культур и не перенимая оптом все западные ценности, институты и практический опыт. При этом какие бы преграды на пути модернизации ни ставили не-западные общества, они бледнеют на фоне тех преград, которые воздвигаются перед вестернизацией. Как выразился Бродель, было бы «по-детски наивно» думать, что модернизация или «триумф цивилизации может привести к окончанию множественности исторических культур, воплотившихся за столетия в величайшие мировые цивилизации. Модернизация, напротив, усиливает эти культуры и сокращает относительное влияние Запада. На фундаментальном уровне мир становится более современным и менее западным.

свернуть

Было очень интересно прочесть о том, что существуют разорванные страны, в частности, такие как Турция, Мексика и Россия, где правительственная «верхушка» решилась на копирование западной культуры, активно насаждала новый образ жизни, особенно среди элиты, но при этом государства оставались гибридами, где в народе продолжали господствовать традиционные черты. Хантингтон подробно рассматривает, как протекали эти исторические процессы в каждой из разорванных стран, так что очень познавательно было прочесть не только об иностранном опыте, но и то, как иностранец видит нашу историю.

цитаты
Россия была разорванной страной со времён Петра Великого, и перед ней стоял вопрос: стоит ли ей присоединиться к западной цивилизации или она является стержнем самобытной евразийской православной цивилизации. Конечно же, классической разорванной страной является страна Мустафы Кемаля, которая с 1920 годов пытается модернизироваться, вестернизироваться и стать частью Запада. После того как на протяжении почти двух столетий Мексика, противопоставляя себя Соединённым Штатам, определяла себя как латиноамериканскую страну, в 1980-е годы её лидеры сделали своё государство разорванной страной, попытавшись переопределиться и причислить себя к североамериканскому обществу. Лидеры Австралии в 1990-е, напротив, пытаются дистанцироваться от Запада и сделать свою страну частью Азии, создав таким образом «разорванную-страну-наоборот». Разорванные страны можно узнать по двум феноменам. Их лидеры определяют себя как «мостик» между двумя культурами, и наблюдатели описывают их как двуликих Янусов: «Россия смотрит на Запад — и на Восток»; «Турция: Восток, Запад, что лучше?»
свернуть

Рассказывая о политической обстановке конца ХХ века, автор рисует полицивилизационный мир, где большую роль играют стержневые страны, каждая из которых должна обеспечивать стабильность в своем регионе. Поэтому важно признавать сферы влияния таких государств, что обеспечивает мировой порядок.

цитаты

чтобы избежать в будущем крупных межцивилизационных войн, стержневые страны должны воздерживаться от вмешательства в конфликты, происходящие в других цивилизациях. Несомненно, с этой истиной некоторым государствам, в особенности США, будет трудно смириться. Это правило воздержания, когда стержневые страны воздерживаются от вмешательства в конфликты в других цивилизациях, является первым необходимым условием сохранения мира в полицивилизационном, многополюсном мире. Второе условие, правило совместного посредничества, состоит в том, что стержневым странам необходимо договариваться между собой с целью сдерживания или прекращения войн по линиям разлома между государствами или группами государств, относящимися к их цивилизациям.

Западу или тем цивилизациям, которые, возможно, стремятся встать рядом с Западом или занять его доминирующее место, будет не так-то просто принять и эти правила, и мир, где цивилизации будут обладать большим равноправием

свернуть

Исследователь покажет, какой была ситуация после распада СССР и какие договоренности существовали о принятии бывших советских республик в западные организации, будет тут и о расширении НАТО, о России и «ее ближнем зарубежье», и о Китае, и об исламских государствах, у которых нет явного стержневого лидера, из-за чего это более взрывоопасный регион.

Значительная часть книги посвящена войнам по «линиям разлома», там, где проходят столкновения цивилизаций: тут будет повествование об Афганской войне, войне в Персидском заливе, о войне в Югославии, о вооруженной борьбе в Судане и на Шри-Ланке, о спорных территориях, таких как Западный берег реки Иордан, Нагорный Карабах.

Подводя итог, это было весьма удачное знакомство с американским политологом и мне было бы интересно прочесть его более свежие книги, жаль, что автора не стало в 2008 году. Данную же книгу советую читателям, которые открывают для себя мир политики и международных отношений, она легко написана и позволяет узнать достаточно взвешенное мнение о мировом сообществе.
картинка Tin-tinka

Комментарии


Цитата о России

1990-м годам Мексика была разорванной страной в течение нескольких лет, Турция – на протяжении нескольких десятилетий. Россия же была разорванной страной на протяжении нескольких столетий, и, в отличие от Мексики или республиканской Турции, она является еще и стержневым государством основной цивилизации. Если Турция и Мексика успешно переопределят себя как членов западной цивилизации, то влияние этого на исламскую или латиноамериканскую цивилизации будет слабым или умеренным. Если же Россия примкнет к Западу, православная цивилизация перестанет существовать. Крах Советского Союза вызвал жаркие споры среди россиян по центральному вопросу отношений России с Западом.

В стремлении сделать свою страну современной и западной, однако, Пётр также усилил азиатские черты России, доведя до совершенства деспотизм и искоренив любые потенциальные источники политического и общественного плюрализма. Российское дворянство никогда не было влиятельным. Пётр сократил привилегии ещё больше, расширив круг знати, обязанной служить, и установив табель о рангах, учитывающий заслуги, а не общественный статус или происхождение. Дворяне, подобно крестьянам, призывались на государственную службу, формируя «раболепную аристократию», которая позже так бесила Кюстина. Независимость крепостных была ещё больше ограничена, и они были ещё крепче привязаны как к своей земле, так и своему хозяину. Православная церковь, которая всегда находилась под сильным государственным контролем, была реорганизована и подчинена Синоду, который назначался непосредственно царём. Царь также получил право назначать своего преемника без оглядки на принятую практику передачи власти по наследству. Этими переменами Пётр положил начало и проиллюстрировал тесную связь, которая в России установилась между модернизацией и вестернизацией, с одной стороны, и деспотизмом — с другой. Следуя этой петровской модели, Ленин, Сталин, и в меньшей степени Екатерина II и Александр II, также испытывали различные способы, чтобы модернизировать и вестернизировать Россию, а также усилить её автократическую власть. По крайней мере до 1980-х демократы в России были преимущественно западниками, но западники не были демократами.

Пётр добился больших успехов в том, чтобы сделать Россию частью Европы, чем в том, чтобы сделать Европу частью России. В отличие от Оттоманской империи Российская Империя была принята в качестве основного и легитимного участника европейской международной системы. Дома своими реформами Петру удалось добиться некоторых изменений, но его общество оставалось гибридом: если не считать небольшой элиты, то в российском обществе господствовали азиатские и византийские модели, институты и убеждения, и это воспринималось как должное и европейцами, и россиянами

Большевистская революция ознаменовала начало третьей фазы взаимоотношений России с Западом, весьма отличной от того противоречивого периода, который продолжался в России в течение двухсот лет до этого. Во имя идеологии, созданной на Западе, была создана политико-экономическая система, которая на Западе не могла существовать. Славянофилы и западники вели споры о том, может ли Россия отличаться от Запада, не будучи при этом отсталой по сравнению с Западом. Коммунизм нашёл идеальное решение проблемы: Россия отличалась от Запада и находилась в принципиальной оппозиции по отношении к нему, потому что она была более развитой, чем Запад. Она первой осуществила пролетарскую революцию, которая вскоре должна была распространиться на весь мир. Россия стала воплощением не отсталого азиатского прошлого, а прогрессивного советского будущего. На самом деле революция позволила России перепрыгнуть Запад, отличиться от остальных не потому, что «вы другие, а мы не станем как вы», как утверждали славянофилы, а потому, что «мы другие и скоро вы станете как мы», как провозглашал коммунистический интернационал.

Но при том, что коммунизм позволил советским лидерам отгородиться от Запада, он также создал и тесную связь с Западом. Маркс и Энгельс были немцами; большинство основных сторонников их идей в конце девятнадцатого — начале двадцатого века также были выходцами из Западной Европы; к 1910 году множество профсоюзов, социал-демократических и лейбористских партий в западных странах были приверженцами советской идеологии и добивались всё большего влияния в европейской политике.

После большевистской революции партии левого толка раскололись на коммунистические и социалистические; и те и другие представляли порой весьма влиятельную силу в европейских странах. В большей части Запада превалировала марксистская перспектива: коммунизм и социализм рассматривалась как веяние будущего и в той или иной форме радостно воспринималась политическими и интеллектуальными элитами. Споры между российскими западниками и славянофилами насчёт будущего России, таким образом, сменились спорами в Европе между правыми и левыми о будущем Запада и о том, олицетворял ли собой это будущее Советский Союз или нет. После Второй Мировой войны мощь Советского Союза усилилась из-за притягательности коммунизма для Запада и, что более важно, для не-западных цивилизаций, которые теперь встали в оппозицию Западу. Те элиты не-западных обществ, находящихся под господством Запада, которые жаждали поддаться на соблазны Запада, говорили о самоопределении и демократии; те же, кто хотел конфронтации с Западом, призывали к революции и национально-освободительной борьбе.

Приняв западную идеологию и использовав её, чтобы бросить Западу вызов, русские в каком-то смысле получили более тесные и прочные связи с Западом, чем в любой иной период своей истории. Хотя идеологии либеральной демократии и коммунизма значительно различаются, обе партий, в некотором роде, говорили на одном языке. Крах коммунизма и Советского Союза завершил это политико-идеодогическое взаимодействие между Западом и Россией. Запад надеялся и верил в то, что результатом этого будет триумф либеральной демократии на всей территории бывшей советской империи. Однако это ещё не было предопределено. В 1995 году будущее либеральной демократии в России и других православных республиках оставалось неясным. Кроме того, когда русские перестали вести себя как марксисты и стали вести себя как русские, разрыв между ними и Западом увеличился. Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом был конфликтом между идеологиями, которые, несмотря на все свои основные отличия, имели сходство: обе были современными, светскими и якобы ставили своей конечной целью достижение свободы, равенства и материального благополучия. Западный демократ мог вести интеллектуальные споры с советским марксистом. А вот сделать это с русским православным националистом для него будет невозможно.

В годы советской власти борьба между славянофилами и западниками временно прекратилась, поскольку и солженицины, и сахаровы бросили вызов коммунистическому синтезу. После развала этого синтеза споры об истинной идентичности России возобновились со всей прежней силой. Нужно ли России перенимать западные ценности, институты, практики и попытаться стать частью Запада? Или Россия воплощает отдельную православную и евразийскую цивилизацию, которая отличается от западной и имеет уникальную судьбу — стать связным звеном между Европой и Азией? Этот вопрос вызвал серьёзный раскол среди интеллектуальной и политической элиты, а также широких кругов общественности. С одной стороны, были западники, «космополиты» и «атлантисты», с другой — последователи славянофилов, которых по-разному именовали: «националисты», «евразийцы» или «державники».

Принципиальные разногласия между этими группами касались международной политики и в меньшей степени экономических реформ и структуры государства. Мнения разделились от одной крайности до другой. На одном краю спектра были те, кто провозгласил «новое мышление», поддержанное Горбачёвым и воплощённое в его цели — войти в «европейский общий дом», а также многие из советников Ельцина, поддерживающие его в стремлении сделать Россию «нормальной страной» и быть принятым восьмым членом в «большую семёрку», клуб ведущих стран с развитой промышленностью и демократическими традициями. Более умеренные националисты, вроде Сергея Станкевича, утверждали, что Россия должна отказаться от «атлантического» курса и наивысший приоритет следует отдавать защите русских в других странах, усилить свои тюркские и мусульманские связи и провести «значительную переориентацию наших ресурсов, наших возможностей, наших связей в пользу Азии или восточного направления». Люди подобных убеждений критиковали Ельцина за то, что тот подчинил интересы России интересам Запада, снизил военную мощь России, не смог оказать помощь таким традиционно дружественным народам, как сербы, а также проводил экономические и политические реформы оскорбительным для россиян путём. Ярким примером этой тенденции служит возрождение популярности идей Петра Савицкого, который в 1920-е годы утверждал, что Россия является уникальной евро-азиатской цивилизацией.

Наиболее экстремальные националисты делились на русских националистов, таких как Солженицын (которые ратовали за то, чтобы Россия включала в себя всех русских, а также тесно связанных с ними православных славян — белорусов и украинцев), и на имперских националистов, таких как Владимир Жириновский (которые хотели воссоздать советскую империю и российскую военную мощь). Представители второй группы зачастую исповедовали антисемитские, а также антизападнические взгляды и хотели переориентировать российскую внешнюю политику на Восток и Юг, либо добившись господства на мусульманском Юге (за что ратовал Жириновский), либо вступив в альянс с мусульманскими странами и Китаем против Запада. Националисты также призывали оказывать более ощутимую поддержку сербам в их войне против мусульман. Разногласия между космополитами и националистами прослеживались в заявлениях МИДа и военного руководства. Также они нашли отражение в перемене ельцинской внешней и внутренней политики сначала в одну, затем в другую сторону.

свернуть

когда не хватило места в отзыве


Да, именно так и есть, у рецензий есть ограничения и приходится "заметки" оставлять в комментариях


Да Галя, ты умная девушка. Надо запомнить твой ход конем. И да картинка как обычно крутая.


Цитата меня позабавила: ни черта он не понимает про Россию.
"В 1995 году будущее либеральной демократии в России и других православных республиках оставалось неясным". Путь России к авторитаризму вполне определился после расстрела парламента, т.е. 4 октября 1993 г., и политологу следовало бы это понимать. Упоминается какой-то Пётр Савицкий, идеи которого якобы приобрели у нас популярность; лично я о нём первый раз слышу. Ну и, наконец, Жирик: похоже, что американец всерьёз считает этого злого клоуна политическим деятелем! Который чего-то там "хотел воссоздать"! Ну не смешно ли всё это?


Такой ли это большой грех?:) Даже наши авторы часто в нашей же истории не разбираются, что уж ждать от иностранца:) Нет медведей - уже хорошо,я не привередливый читатель;)


Я готов согласиться с тем, что иностранец имеет право писать глупости о русской истории. Но я-то отметил глупости не из области истории, а из области политологии. Он же вроде как политолог? Если так, то он профнепригодный политолог.


Книга построена на идее о том, что схожие по культуре страны объединяются, им легче сотрудничать в политических и экономических вопросах (как пример приводится Европейский союз), а если объединение произошло в силу исторических обстоятельств или лишь на идеологическом уровне, то такие страны ждет распад (как произошло с СССР, Югославией)


Вот здесь позвольте не согласиться. СССР распался не из-за пресловутых культурных различий, а из-за того, что как раз идеологию - скрепу начали менять искусственно. Ничто так не разъединяет, как наличие различных экономических интересов и появление обособленных капиталов.

Сначала объявили врагом Сталина, потом реабилитировали меньшевиков, потом перестройку преподнесли как плавный переход/возвращение к ленинским принципам, а потом закончили на том, что все большевики - враги, а частный собственник лучше распорядится народным имуществом, а значит пора бы передать средства производства "предприимчивым людям".

Ну вот мы с соседней страной - один в один по культуре похожи,  у нас различия минимальные, даже шутим одинаково и злимся. А что нас рассоединило, не интересы ли капиталистов российских и украинских, ориентированных на Россию и Европу?

Да и югославы, хорвата от серба попробуй поди отличи.

Нет, Галя, я не понимаю, почему ты согласна здесь с автором.


Хорошая оценка книге не значит, что я со всем согласна, многие моменты заставляют задуматься, а некоторые вызывают сомнение, тобой приведенный в том числе. Но мнение автора имеет право на существование, тем более он приводит любопытные аргументы,которые я в силу своего малого знания темы не могу отмести как неверные. Более того, автор изначально пишет,что это упрощённая модель,а отдельные случаи, конечно, могут отличаться и причины различные в корне лежат .

А ты думаешь что СССР был един? Что Прибалтика не мечтала выйти из него или азиатские республики, уж не говоря про переселенные народы, которым изначально не доверяли? Сейчас в соседних странах не происходит ли раскол из-за разной религии, тяготению одной части к Европе/Турции,а другой к РФ?

Оставлю ниже цитаты, вдруг интересно по поводу конфликтов между ранее дружескими национальностями

цитаты

Историческое наследие конфликтов существует, и им пользуются те, кто считает это выгодным для себя. В подобных взаимоотношениях история оживает и вселяет страх.

Однако история то затихающей, то вновь разгорающейся бойни не способна сама по себе объяснить, почему в конце двадцатого века вновь началась полоса насилия. Ведь, как указывали многие, сербы, хорваты и мусульмане десятилетиями спокойно уживались вместе в Югославии. Мусульмане и индусы вполне мирно соседствовали в Индии. В Советском Союзе жили вместе многие этнические и религиозные группы, не считая нескольких явных исключений (но тому причиной была политика советского правительства). Тамилы и сингальцы также спокойно сосуществовали на острове, который часто описывали как тропический рай. Ход истории не мешал тому, чтобы эти относительно миролюбивые отношения преобладали на значительных отрезках времени; следовательно, история сама по себе не может объяснить нарушения мира. Должно быть, в последние десятилетия двадцатого века в процесс вмешались другие факторы.

Одним из таких факторов стали изменения в демографическом балансе. Численный рост одной группы порождает политическое, экономическое и социальное давление на другие группы и вызывает ответное противодействие. Что более важно, он вызывает военное давление на демографически менее динамичные группы. Крушение в начале 1970-х годов тридцатилетнего конституционного порядка в Ливане в значительной мере стало результатом резкого прироста шиитского населения относительно христиан-маронитов. На Шри-Ланке, как показал Гэри Фуллер, пик сингалезского националистического мятежа в 1970-х годах и тамильского восстания в конце 1980-х годов в точности совпал с годами, когда «молодежная волна» людей от пятнадцати до двадцати четырех лет в этих группах превосходил 20 % от общей численности группы

Аналогичным образом войны по линии разлома между русским и мусульманскими народами на юге подпитывались значительной разницей в приросте населения. В начале 1990-х годов общий коэффициент рождаемости в Российской Федерации составлял 1,5, в то время как в мусульманских среднеазиатских республиках бывшего СССР этот коэффициент равнялся 4,4, а показатель общего прироста населения (общая, то есть из расчета на 1000 человек, рождаемость минус общая смертность) в конце 1980-х годов у последних в пять-шесть раз превосходил показатель России. В 1980-х годах численность чеченцев увеличились на 26 %, и Чечня была одним из самых густонаселенных мест в России; высокая рождаемость в республике привела к появлению переселенцев и боевиков [29]. Аналогично высокие показатели рождаемости мусульман и миграция в Кашмир из Пакистана стали причиной возобновления сопротивления индийскому правлению.

У непростых процессов, которые привели к межцивилизационным войнам в бывшей Югославии, было много причин и много отправных точек. Однако, вероятно, самым важным фактором были демографические изменения в Косове. Косово являлось автономным краем в границах Сербской республики, имея де-факто те же права, что и шесть югославских республик, за исключением права на отделение. В 1961 году население края на 67 % было албано-мусульманским и на 24 % – православно-сербским. Однако коэффициент рождаемости у албанцев был наивысшим в Европе, и Косово стало самым густонаселенным районом Югославии. К 1980-м годам около 50 % албанцев находились в возрасте менее двадцати лет. Оказавшись перед лицом такого численного превосходства, сербы эмигрировали из Косова, переезжали в Белград и в другие районы в поисках экономических перспектив. И в результате в 1991 году Косово на 90 % стало мусульманским и лишь на 10 % – сербским [30]. Тем не менее сербы рассматривали Косово как свою «святую землю» или «Иерусалим», – место, где, среди прочего, 28 июня 1389 года произошло знаменитое сражение, в котором они потерпели поражение от турок-османов и почти на пять веков оказались под турецким владычеством.

К концу 1980-х годов изменяющийся демографический баланс привел к тому, что албанцы выдвинули требование о повышении статуса Косова до статуса югославской республики. Сербы и югославское правительство возражали из опасения, что, как только Косово обретет право на отделение, оно именно так и поступит и, возможно, соединится с Албанией.

Изменения в демографических соотношениях и «молодежные пики» свыше 20 % ответственны за многие межцивилизационные конфликты конца двадцатого столетия. Тем не менее всего эти факторы не объясняют. Например, нельзя объяснить с точки зрения демографии войну между сербами и хорватами; только отчасти ее можно объяснить историческими причинами, поскольку эти два народа жили вместе относительно мирно до Второй мировой войны, когда хорватские усташи стали устраивать массовые убийства сербов. Везде и всюду причиной конфликта также была политика. Распад в конце Первой мировой войны Австро-Венгерской, Турецкой и Российской империй способствовал разжиганию этнических и цивилизационных конфликтов между государствами, возникшими на их обломках, и между населявшими их народами. После Второй мировой войны сходные результаты имело крушение Британской, Французской и Голландской империй. С окончанием холодной войны к тем же последствиям привело падение коммунистических режимов в Советском Союзе и Югославии. Люди больше не имели возможности идентифицировать себя как коммунисты, советские граждане или югославы и отчаянно нуждались в обретении новых идентичностей. Они нашли их в прежних опорах – в этнической принадлежности и в религии. Репрессивный, но мирный порядок государств, провозгласивших идею отсутствия бога, сменился насилием людей, приверженных разным богам.

Этот процесс усугубился необходимостью для новообразовавшихся политических субъектов усвоить процедуры демократии. Как только начался развал Советского Союза и Югославии, находившиеся у власти элиты не стали организовывать общенациональных выборов. Поступи они так, политическим лидерам пришлось бы состязаться за власть в центре, и они могли бы попытаться выйти к электорату на основе многоэтнической и полицивилизационной программы и собрать в парламенте коалиции соответствующего большинства. Вместо этого и в Советском Союзе, и в Югославии сначала выборы были организованы на республиканской основе, из-за чего у политических лидеров возник чрезвычайно мощный стимул вести направленную против центра избирательную кампанию, взывая к этническому национализму и поощряя независимость своих республик. Даже в Боснии на выборах 1990 года население голосовало строго согласно этническим границам. Многоэтническая Реформистская партия и бывшая Коммунистическая партия получили менее 10 % голосов каждая. Количество поданных голосов за Мусульманскую демократическую партию действия (34 %), Сербскую демократическую партию (30 %) и Хорватский демократический союз (18 %) более или менее точно соответствует долям мусульман, сербов и хорватов в населении бывшей Югославии. На первых выборах, в которых участвовало несколько кандидатов, почти во всех бывших советских и югославских республиках победу одержали политические лидеры, которые обращались к националистическим чувствам и обещали энергичную защиту своих национальностей против других этнических групп. Соперничество на выборах поощрило националистические настроения и, таким образом, содействовало усилению конфликтов вдоль линий разлома и их превращению в войны по линиям разломов. Когда, по выражению Богдана Денича, «этнос становятся демосом» , первым результатом является polemos, или война.

свернуть

Что Прибалтика не мечтала выйти из него или азиатские республики, уж не говоря про переселенные народы, которым изначально не доверяли?

Я не специалист по прибалтам, а по нынешним их представителям совсем уж глупо судить, так как и время прошло и пропаганда сделала своё дело. Но в Прибалтике были как латышские стрелки, так и лесные братья.Можно ли грести их всех в под одну гребёнку? Вообще всегда сложно сказать, что думает большинство, даже сейчас. Ума не приложу, сколько у нас правых, левых и центристов.

А перенаселённые народы.... переселение вообще рассматривается как стратегическая ошибка, хотя я с этим не совсем согласна. Но совсем в идеализм тоже нырять не стоит, всем и каждому не угодишь. Демократия, как понимали её в СССР, - это не когда каждому отдельному индивиду хорошо, а когда большинство довольно.


В книге ещё был момент, что к стране, которая успешно развивается, тянутся другие страны, хотят "дружить" и перенимать опыт, а если страна в кризисе, перестала служить примером, то другие страны быстро от нее отвернутся и будут других могущественных партнёров искать.Думаю это упрощённо, конечно,но ближе к развалу СССР бывшие "свои" не хотели "дружить" с тем, кто "не смог", поэтому быстро и развернулись в иную сторону,к другим партнёрам. Или думаешь иначе было?


Ну Галя, какие цитаты огромные.

Аналогичным образом войны по линии разлома между русским и мусульманскими народами на юге подпитывались значительной разницей в приросте населения. В начале 1990-х годов общий коэффициент рождаемости в Российской Федерации составлял 1,5, в то время как в мусульманских среднеазиатских республиках бывшего СССР этот коэффициент равнялся 4,4, а показатель общего прироста населения (общая, то есть из расчета на 1000 человек, рождаемость минус общая смертность) в конце 1980-х годов у последних в пять-шесть раз превосходил показатель России. В 1980-х годах численность чеченцев увеличились на 26 %, и Чечня была одним из самых густонаселенных мест в России; высокая рождаемость в республике привела к появлению переселенцев и боевиков [29].


Я сегодня побуду занудой? То есть автор объясняет разгул в 90ые не экономическими предпосылками, а несбалансированной рождаемостью по национальным группам? То есть война в Чечне началась не потому что там вскормили радикалов, а потому что людей стало больше?  Опять же, я вижу в сложившейся ситуации экономические предпосылки, нежели национальные. Бедность, отсутствие власти, попустительство становится благодатной почвой для созревания террора.

Опять же, я не эксперт, сужу как обыватель. Но у меня в голове не укладываются выводы автора. Сплошные противоречия, хотя я может что-то не так понимаю.


сегодня побуду занудой

наоборот спасибо, я в целом и пишу рецензии с цитатами, чтобы обсудить и какие-то моменты лучше понять, ведь несколько голов,лучше чем одна) Ведь книги могу понять лишь на доступном мне уровне, интересно, что видят другие в них.

Вполне возможно, что автор сосредоточившись на своей идее о столкновении цивилизаций, просто игнорировал все, что не вписывается, это с точки зрения психологии вполне допустимо вроде.И он не экономист, так что просто все это не учитывал,как неинтересное, книга ведь не про экономику.

Не думаю, что его мнение единственно верное,просто, как я поняла,в жизни много факторов и из них и складывается что-то общее. Все же сложно отрицать, что люди разных религий чаще конфликтуют, набрасываются на отличных от себя?Те же еврейские погромы если вспомнить.

Почему вскормили радикалов именно в Чечне,а не в Воронеже,например или Тюмени? (Автор, например, пишет про активную помощь Турции и других мусульманских стран,у которых был свой интерес поддержать братьев по вере после распада СССР) Думаю отношения между разными национальностями легче "поджечь", чем между "своими", другое дело что при желании можно разделить всех на москвичи/не москвичи, блондины/брюнеты и т.д.

Встречала мнение, что нация это вообще искусственно созданное понятие, так что возможно эта книга ничего и не объясняет в мире, просто занятный подбор разной информации)


Прочитала все твои ответы. Может, автор и не столь категоричен, как мне изначально казалось. Европейских авторов, которые начинают судить о Востоке и России я, как правило, воспринимаю с осторожностью, так как много их читала. Когда они пишут об СССР, они начинаютчто-то говорить про авторитаризм, переселения и тому подобное, забывая про сущность - отмены частной собственности на средства производства. Этого они не говорят и именно в этом, я считаю, кроется их обман, пусть они даже скажут что-то правильное потом.

и всё-таки, определение нации как "исторически сложившуюся устойчивую общность людей, возникшую на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада". Если рассматривать это понятие как искусственное, то не это ли даёт право обобщения всего? Языков, традиций, культур? Я бы не хотела жить в мире, где один английский:) Сложный вопрос, а я не философ.


Галя, очень интересная рецензия, спасибо! Скажи, а что с православными Грецией и Болгарией, хоть и не очень успешно, но всё же более-менее европеизировавшимися? Автор рассказывает про их опыт?


Про Болгарию совсем почти нет, только минимум участия в войне в Югославии, а вот про Грецию очень интересно

цитата

Греция не является частью западной цивилизации, но она породила классическую цивилизацию, которая стала важным источником для западной цивилизации. В своем противостоянии Турции, греки всегда ощущали себя защитниками христианства. В отличие от Сербии, Румынии и Болгарии история Греции всегда была тесно переплетена с историей Запада. И все же Греция также является аномалией, чужаком в западных организациях. Она никогда не. была покладистым членом ни ЕС, ни НАТО и всегда с трудом адаптировалась к традициям и порядкам обеих организаций. Начиная с середины 1960-х и до середины 1970-х у власти в Греции была военная хунта, и страна смогла вступить в Евросоюз только после перехода к демократии. Лидеры страны часто пытались отходить от западных норм и противодействовать западным правительствам.

Поведение Греции как председателя Совета ЕС в 1994 году разгневало многих других участниц Евросоюза, и высокопоставленные чиновники из Западной Европы в частных разговорах называли членство Греции в ЕС ошибкой.

В мире после “холодной войны” политика Греции еще больше отличается от той, что проводит Запад. Блокада Македонии Грецией встретила серьезное противодействие западных правительств и привела к тому, что Европейская Комиссия обратилась в Европейский суд с просьбой запретить Греции подобные действия.
По отношению к конфликтам в бывшей Югославии Греция заняла отличную от главных западных государств позицию, активно поддерживая сербов и открыто нарушая санкции,наложенные на них ООН. С распадом Советского Союза и исчезновением коммунистической угрозы у Греции появились общие с Россией интересы в отношении противостояния Турции. Греция допустила значительное присутствие России на греческой части Кипра, и из-за “общей восточной православной религии” греки-киприоты с радостью встретили русских и сербов . В 1995 году на Кипре было порядка двух тысяч фирм, чьими владельцами были русские; там выпускалась русская и сербохорватская пресса; правительство греческого Кипра делало основные закупки вооружений в России. Кроме того, Греция обсуждала с Россией вопрос транспортировки нефти с Кавказа и из Центральной Азии в Средиземноморье через болгарско-греческий трубопровод в обход Турции и других мусульманских стран. Вся греческая внешняя политика приняла ярко выраженную православную ориентацию.
Греция несомненно формально останется членом НАТО и Евросоюза. Однако по мере усиления процесса культурной реконфигурации это членство станет более слабым, менее значимым и более сложным для всех сторон. Антагонист Советского Союза во времена “холодной войны” превращается в союзника России после “холодной войны”.

свернуть

Следуя этой петровской модели, Ленин, Сталин, и в меньшей степени Екатерина II и Александр II, также испытывали различные способы, чтобы модернизировать и вестернизировать Россию, а также усилить её автократическую власть. По крайней мере до 1980-х демократы в России были преимущественно западниками, но западники не были демократами.

Господи, какой бред... вестернизировать=модернизировать? А что такое тогда по мнению автора Советы? Это автократия? Западники как раз после 80ых появились. Как-то всё с ног на голову, тебе не кажется?


Нет, вестернизировать не равно модернизировать, можно было модернизацию провести не отказываясь от своей культуры. Думаю СССР для автора автократия, так как не демократия) ну и одна партия с явным лидером, но я не спец, может он иное имел в виду.

Западники это которые против Славянофилов,они были ещё до Революции,но не были истинными демократами,так как таких у нас на Руси вообще нет,я так поняла:)


Мне так показалось, автор просто плохо знает нашу историю, занимается обобщением и упрощением, натягивая сову на глобус, лишь бы всё красиво уложилось в его теорию. Западники, наверно, потому что в Европе все революционеры жили:) Или потому что Карл Маркс "Капитал" написал, а писал он его по-немецки. Но это только моё предположение, я слабо улавливаю логику автора, всё он как-то юлит.

То что у нас отродясь не было демократии и не будет, это мы уже поняли, народишко не тот, но я в таком случае хотела бы спросить, а где и в какое время она была?


У автора как раз смысл, что нет "не того народа".Что православная/китайская/ любая другая вовсе не должна быть западной,что нет смысла копировать чужие правила, они не приживутся и они подходят лишь для Запада. Что современный мир показал, что вовсе не обязательно быть западной культурой, чтобы достичь благополучия.

цитаты

В январе 1989 года президент Ви Ким Ви в своем обращении на открытии парламента обратил внимание на то, что 2,7 миллиона сингапурцев чересчур подвержены внешнему культурному влиянию Запада, что “дает им возможность ближе знакомиться с новыми идеями и технологиями из-за границы”, но “также делает их подверженными” воздействию “чуждых ценностей и уклада жизни”. “Традиционные азиатские представления о морали, долге и обществе, которые придавали нам силы в прошлом, – предостерегал он, – уступают место более вестернизированным, индивидуалистическим и эгоистичным взглядам на жизнь”. Необходимо, убеждал он, определить основные духовные ценности, которые являются общими для различных этнических и религиозных общин Сингапура и “которые ухватывают сущность того, что есть сингарпурец”. Президент Ви предложил четыре таких критерия: “ставить общество выше своего “я”, поддерживать семью как главный структурный элемент общества, разрешать основные вопросы посредством консенсуса, а не споров, соблюдать расовую и религиозную терпимость и гармонию”. Его [c.527] речь вызвала широкое обсуждение, и два года спустя была опубликована “Белая книга”, сформулировавшая правительственную точку зрения. “Белая книга” подтвердила все четыре предложенных президентом критерия, но присовокупила пятый пункт, о поддержке личности, в значительной мере исходя из необходимости подчеркнуть приоритет индивидуальных достоинств,в противоположность конфуцианским ценностям иерархии и семьи, которые могли бы привести к непотизму. “Белая книга” определила “общие ценности” сингапурцев следующим образом:
Нация превыше [этнической] группы, а общество превыше индивида;

Семья есть основная ячейка общества;
Уважение и общественная поддержка личности;
Консенсус вместо спора;
Расовая и религиозная гармония.

Декларация “общих ценностей” хоть и упоминает о приверженности Сингапура парламентской демократии, но явным образом исключает из их сферы политические ценности. Правительство особо отметило, что Сингапур – “во всех важнейших отношениях азиатское общество” и таковым и должен оставаться. “Сингапурцы – не американцы и не англосаксы, хотя мы говорим по-английски и носим западную одежду. Если с течением лет сингапурцы станут неотличимы от американцев, англичан или австралийцев или, еще хуже, станут их бледной копией [т.е. разорванной страной], то мы утратим наше преимущество перед этими западными странами, которое позволяет нам занимать твердую позицию на международной арене” .

свернуть

А про демократию вот

цитата

Основные политические идеологии двадцатого века включают либерализм, социализм, анархизм, корпоративизм, марксизм, коммунизм, социал-демократию, консерватизм, национализм, фашизм и христианскую демократию. Объединяет их одно: они все – порождения западной цивилизации. Ни одна другая цивилизация не породила достаточно значимую политическую идеологию. Запад, в свою очередь, никогда не порождал основной религии. Все главные мировые религии родились в не-западных цивилизациях и, в большинстве случаев, раньше, чем западная цивилизация. По мере того как мир уходит от господства Запада, сходят на нет идеологии, олицетворяющие позднюю западную цивилизацию, и на их место приходят религиозные и другие культурные формы идентификации.

Культуры могут изменяться, и природа их влияния на политику и экономическое развитие может [c.25] различаться в разные исторические периоды. И все же очевидно, что основные различия политического и экономического развития различных цивилизаций имеют корни в различии культур. Восточно-азиатский экономический успех обусловлен восточно-азиатской культурой, как и трудности, с которыми столкнулись восточно-азиатские страны на пути построения стабильных демократических систем. Причины провала установления демократии в большей части мусульманского мира во многом кроются в исламской культуре. Развитие посткоммунистических обществ Восточной Европы и на пространстве бывшего Советского Союза определяется цивилизационной идентификацией.
Страны с западнохристианскими корнями добиваются успеха в экономическом развитии и установлении демократии; перспективы экономического и политического развития в православных странах туманны; перспективы мусульманских стран и вовсе безрадостны.

В течение всей западной истории сначала церковь вообще, затем многие церкви существовали отдельно от государства. Бог и кесарь, церковь и государство, духовные и светские власти – таков был преобладающий дуализм в западной культуре. Только в индусской цивилизации было столь же четкое деление на религию и политику. В исламе Бог – это кесарь; в Китае и Японии кесарь – это Бог, в православии кесарь – младший партнер Бога. Это разделение и неоднократные столкновения между церковью и государством, столь типичные для западной цивилизации, ни в одной другой из цивилизаций не имели место. Это разделение властей внесло неоценимый вклад в развитие свободы на Западе.



свернуть

В общем, я это не к тому,чтобы тебя переубедить) Просто после моих больших цитат ты можешь книгу и не читать, в целом все тебе с ней ясно, я тебе время сэкономила;)

А вот эта цитата тебе не понравилась?

Коммунизм нашёл идеальное решение проблемы: Россия отличалась от Запада и находилась в принципиальной оппозиции по отношении к нему, потому что она была более развитой, чем Запад. Она первой осуществила пролетарскую революцию, которая вскоре должна была распространиться на весь мир. Россия стала воплощением не отсталого азиатского прошлого, а прогрессивного советского будущего. На самом деле революция позволила России перепрыгнуть Запад, отличиться от остальных не потому, что «вы другие, а мы не станем как вы», как утверждали славянофилы, а потому, что «мы другие и скоро вы станете как мы», как провозглашал коммунистический интернационал.

Привет Галина, а вам не кажется, что все эти "битвы" и "столкновения" цивилизаций, которые бьются между собой в их книгах, это лишь попытка увода читателей в сторону.
Я не настаиваю, я не гуру, а такой же читатель как и вы, просто интересно ваше мнение. Это как с нацистами, мы раса недочеловеков, а на самом деле шли за землей, ресурсами в том числе и людскими.
Любой конфликт - это битва за рынки сбыта, ресурсы, но те кто бьются имеют большие деньги, и нанимают таких Хантингтонов, а они уже оправдывают любое вторжение умными выражениями "другая, чуждая культура", "враждебные мусульмане" и т.д.
Если в книге этого автора упоминания о ТНК, военных конфликтах которые ведутся за рынки сбыта и ресурсы?


Сергей, добрый день! Вот именно это ощущение, а не мистификация ли вся эта идея про цивилизации, помешала поставить мне 5. Автор весьма убедителен, миролюбив, призывает помнить о том, что нет цивилизаций "хуже" или "лучше", что надо соблюдать интересы всех крупных игроков -мне это весьма понравилось, но может и есть какой-то хитрый смысл,который я не понимаю, так как про международную политику читала меньше десяти книг

В книге нет экономики, но там нет призывов куда-то вторгаться, наоборот осуждение желания одного игрока подмять под себя мир. По крайней мере я так это увидела


про международную политику читала меньше десяти книг

Вот и я мало читал, но у меня почему то уже несколько лет такое стойкое чувство, что все эти книги - обманки. Они как бы уводят в сторону от экономических интересов. Прячут экономические интересы заинтересованных сторон от читателей.
Если упрощенно, сижу я в квартире, но мне понравилась еще одна на 9 этаже, я провожу рейдерский захват, у меня есть деньги и я нанимаю еще пару талантливых соседей, получивших диплом университета, чтобы они оправдали этот захват ни словом не упомянув мои экономические интересы. И они будут талантливо выдумывать, что сосед на 9 этаже был плохим, чужим, не культурным, он нес опасность другим жителям дома, его квартира перенаселена, нужно между соседями жить мирно а он был враждебен и т.д.
Ладно, это так, мои размышлизмы...


Возможно отводит в сторону, но слова автора не похожи на оправдание захватов

Запад завоевал мир не из-за превосходства своих идей, ценностей или религии, но скорее превосходством в применении организованного насилия. Жители Запада часто забывают этот факт; жители не-Запада никогда этого не забудут.
Запад пытается и будет продолжать пытаться сохранить свое высокое положение и защищать свои интересы, называя их интересами “мирового сообщества”.

.

Западная вера в универсальность западной культуры страдает от трех недостатков: она неверна; она аморальна и она опасна.

Как у вас тут интересно))
всем, спасибо)


Заходи ещё,всегда рады:)


Э. Хантингтон, А. Т. Мэхэн, К. Хаусхофер, Ф. Ратцель, X. Маккиндер, Н. Спикмен, а также евразийцы (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Л. Н. Гумилев, А. Г. Дугин). Это всё одна отвратительная лженаучная банда которая стремится отвлечь внимание народных трудящихся масс от основного - рабочего вопроса, в сторону географического. Каждый их этих хлопцев советской наукой, за исключением новейших лиц, были сокрушительно разгромлены критикой. Современные фидеисты упорно насаждают нам этих мракобесов и видать успешно. В универах, особенно дипломатических, сейчас это "классические" столпы для изучения. От географического направления один шаг до "жизненного пространства" геополитики которую Германия 1930-40-х возвела в идеологический культ.

Определение из краткого философского словаря от 1951 года:

"«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ» В СОЦИОЛОГИИ — одна из разновидностей буржуазной социологии, приписывающая географической среде определяющее значение в общественном развитии. Различие между народами, между их общественным строем «географическое направление» пытается объяснить различием географических условий, в которых эти народы живут. Представителями «географического направления» в социологии были французский социолог Монтескье, географ Э. Реклю, английский историк Бокль, русский ученый Л. И. Мечников и др. Одни представители «географического направления» выдвигают в качество главного условия развития общества климат и почву, другие — особенности расы, третьи — близость страны и народа к морям и рекам и т. д. Л. И. Мечников, например, ставил развитие всей человеческой культуры, цивилизации в зависимость от влияния рек и морей па жизнь народов и государств. Поэтому он делил всю историю человеческой культуры на историю культуры речной, морской и океанской. В буржуазной социологии эпохи империализма «географическое направление» выродилось в реакционную, фашистскую теорию—геополитику, при помощи которой идеологи империализма обосновывают захват чужих земель и покорение независимых народов. «Географическое направление» в социологии не в состоянии научно объяснить действительную причину общественного развития. Географические условия, остающиеся почти неизменными в течение десятков тысяч лет, не могут быть гласной причиной развития общества, которое переживает коренные изменения в значительно меньшие сроки (в течение сотен лет, даже в течение десятилетий происходят величайшие социальные изменения). Подвергнув критике теории, считающие географическую среду главной силой развития общества, товарищ Сталин в своей работе «О диалектическом и историческом материализме» показывает, что определяющей причиной общественного развития является не внешняя природа, не географическая среда, а изменение способа производства материальных благ. Чем развитее производительные силы общества, чем выше общественный способ производства, тем меньше зависимость общества от стихийных сил природы и тем быстрее общество преобразует природу, географическую среду. При социализме и коммунизме господство людей над силами природы достигает высшей ступени, так как производительные силы освобождаются от капиталистических оков и развитие их ничем не ограничено."


В книге скорее не о географии, а о культуре, о разных религиях,которые могут разделить людей на враждующие коалиции. Но в целом, писатель говорит о необходимости многополюсного мира, об уважении к отличным друг от друга цивилизациям, о неправильности универсальной культуры,которая подавляла бы остальных. Тут нет экономики, нет вопросов о причинах развития обществ


Читал этого хлопца по заданию в университете. Это одна братия, его преподают вместе со всём курсом геополитических "исследователей". Очень туманные выражения, обтекаемые выводы и ничему путному от такой "социологии" как у Хантингтона научиться нельзя, также как и у его ученика Фрэнсиса Фукуямы.


Я так понимаю, есть 2 Харрингтона, этот Самюэль, а другой

ХАНТИНГТОН Элсуорт (1876—1947), американский географ. Сторонник идеи вульгарного географизма. В труды «Цивилизация и климат» (1915), «Движущие силы цивилизации» (1945) и др. пытался обосновать господствующее положение стран европ. культуры и «белой расы» природными (главный обр. климатич.) условиями.

Почитала про Фрэнсиса Фукуяму, мне кажется его идеи совсем на похожи на смысл этой книги

«Триумф Запада, западной идеи очевиден, - уверенно заявляет Ф. Фукуяма, - прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. В последнее десятилетие изменилась интеллектуальная атмосфера крупнейших коммунистических стран, в них начались важные реформы

Самюэль Харрингтон же пишет об ошибочности идеи об универсальной культуре,о том что любая цивилизация проходит пути подъёма и упадка, западная тоже,в то время как остальные, особенно китайская, японская возрождаются и могут сместить западную.


3. Бржезинский и С. Хантингтон вместе написали книгу «Политические системы: США и СССР» (1964) в которой показали всю свою антикоммунистическую направленность. Они там основываются на теории единого индустриального общества и переносят пороки капитализма на социалистический фундамент. Конечно же спекулятивно.


Да, слышала что они друзья, я с книгами Бжезинского не сталкивалась ещё,но видела отзывы, что он Россию не любит. Ну и многие наши политики США не любят, так что это давнее противостояние, у всех свои интересы, в этом плане Хантингтон не столь ужасен (ну насколько я поняла его тексты и что мне запомнилось)