Больше рецензий
11 апреля 2023 г. 20:08
6K
4.5 И вашим и нашим
РецензияОчень любопытная книга, которая позволяет ознакомиться с необычным взглядом на международные отношения, а также на исторические процессы, происходящие внутри разных стран и сообществ. Мне нравится авторская манера, Самюэль Хантингтон пишет весьма сдержанно, уважительно относится к различным культурам, при этом, хоть и делает некие выпады против мусульманских стран, все же не забывает критиковать и свою родину, подчеркивая, что в американской, да и вообще в западной международной политике не все правильно.
.На какой бы участок периметра ислама ни взглянуть, мусульмане никак не могут мирно ужиться со своими соседями....Мусульмане составляют около одной пятой от всего населения земного шара, но в 1990-х годах они участвовали в намного большем числе межгрупповых актов насилия, чем люди из любой другой цивилизации.
следует помнить, что ислам с самого начала был религией меча и что он прославляет военную доблесть. Истоки ислама – среди «воинственных племен бедуинов-кочевников», и это «происхождение в среде насилия отпечаталось в фундаменте ислама. Самого Мухаммеда помнят как закаленного воина и умелого военачальника». Подобного нельзя сказать ни о Христе, ни о Будде. Догматы ислама, как утверждается, предписывают войну против неверных, и когда первоначальная экспансия ислама со временем сошла на нет, мусульманские группы, вопреки религиозной доктрине, стали сражаться между собой.
Коран и прочие установления мусульманской веры содержат единичные запреты насилия, и в мусульманском учении и практике отсутствует концепция отказа от применения насилия.
Отдельные американцы поощряют мультикультурность на родине; некоторые поддерживают универсализм за границей; а некоторые содействуют и тому и другому. Мультикультурность на родине угрожает Соединенным Штатам и Западу; универсализм за границей угрожает Западу и миру. Оба отрицают уникальность западной культуры. Глобальные монокультуралисты стремятся весь мир сделать похожим на Америку. Доморощенные мультикультуралисты хотят сделать Америку похожей на мир. Мультикультурная Америка невозможна, потому что не-западная Америка – уже не американская. Мультикультурный мир неизбежен, потому что глобальная империя невозможна. Сохранение США и Запада требует обновления западной идентичности. Безопасность мира требует признания глобальной мультикультурности..
Концепция универсальной цивилизации является характерным продуктом западной цивилизации. В девятнадцатом веке идея «бремени белого человека» помогла оправдать распространение западного политического и экономического господства над не-западными обществам.В конце двадцатого столетия концепция универсальной цивилизации помогает оправдывать западное культурное господство над другими обществами и необходимость для этих обществ копировать западные традиции и институты. Универсализм – идеология, принятая Западом для противостояния не-западным культурам
Писатель спорит с популярной идеей об «универсальной культуре», считает, что различие цивилизаций слишком велико, поэтому не стоит ожидать и стремиться к тому, чтобы на всей Земли были одинаковые ценности и ориентиры. Копирование же западных стандартов вначале может и изменяет не-западные государства, но потом неизбежно следует откат, когда традиционалистские группы возвращают свою популярность в обществе.
.термин «универсальная цивилизация» может относиться к предположениям, ценностям и доктринам, которые сейчас разделяют многие на Западе и некоторые в других цивилизациях. Это то, что можно назвать «давосской культурой». Каждый год около тысячи бизнесменов, банкиров, правительственных чиновников, интеллектуалов и журналистов из десятков стран встречаются в Швейцарии на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Почти у всех этих людей есть университетские степени по точным наукам, общественным наукам, бизнесу, праву; они работают со словами и/или числами, довольно бегло говорят по-английски; работают на правительства, корпорации и академические учреждения, у которых сильны международные связи, и часто выезжают за пределы своей родной страны. Они, как правило, разделяют веру в индивидуализм, рыночную экономику и политическую демократию, что также широко распространено среди людей западной цивилизации.
Люди из Давоса контролируют практически все международные институты, многие правительства мира, а также значительную долю мировой экономики и военного потенциала. Такии» образом, давосская культура крайне важна. Однако сколько человек по всему миру разделяют эту культуру? Вне Запада её разделяют, пожалуй, менее 50 миллионов, или 1 процент мирового населения, а может быть, что и всего одна десятая мирового населения. Это далеко не универсальная цивилизация, и те лидеры, которые привержены давосской культуре, не обязательно прочно держат власть в руках в своих собственных обществах. Эта «общая интеллектуальная культура существует», как заметил Хедли Булл, «только на уровне элиты: корни её во многих обществах неглубоки… [и] вызывает большое сомнение, что даже на дипломатическом уровне она охватывает то, что было названо культурой общей морали или сводом общих правил, в отличие от общей интеллектуальной культуры»была выдвинута идея о том, что рост западных моделей потребления и популярной культуры по всему миру создаёт универсальную цивилизацию. Этот аргумент ни глубок, ни существенен. Культурные увлечения всегда передавались от одной цивилизации к другой. Нововведения в одной цивилизации часто принимаются другими. Но это, как правило, либо технологии, начисто лишённые каких бы то ни было культурных последствий, либо мимолётные причуды, которые приходят и уходят, не изменяя базовой культуры заимствующей их цивилизации. Эти импортные штучки «расходятся» в цивилизации-реципиенте либо потому, что это — экзотика, либо они навязаны. За столетия, предшествующие нашему, западный мир не раз охватывало увлечение теми или иными атрибутами китайской или индийской культуры. В восемнадцатом веке предметы культурного импорта с Запада приобрели популярность в Китае и Индии, потому что они казались воплощением западного могущества. Выдвигаемый аргумент о том, что распространение по всему миру поп-культуры и потребительских товаров олицетворяет триумф западной цивилизации — это опошление западной культуры. Суть западной цивилизации — это Magna Carta (Великая хартия вольностей (1215 год). — Прим. перев.), a не Magna MacDonald’s.
Рональд Дор назвал термином “феномен инди-генизации второго поколения”. Как в бывших западных колониях, так и независимых странах вроде Китая и Японии “первое “модернизаторское”, или “постнезависимое”, поколение зачастую получало образование в зарубежных (западных) университетах на западном космополитичном языке. Частично из-за того, что они впервые попадали за рубеж, будучи впечатлительными подростками, принятие ими западных ценностей и стиля жизни могло быть весьма глубоким. Большинство из второго, намного большего поколения, напротив, получает образование дома, в университетах, основанных первым поколением, где для обучения все больше используется местный, а не колониальный язык. Эти университеты “дают куда менее тесный контакт с миром культуры метрополии”, и “знания обрели местный колорит посредством перевода – обычно объем их ограничен, а качество оставляет желать лучшего”. Выпускники этих университетов негодуют по поводу засилья предыдущего, обученного на Западе поколения и поэтому часто “поддаются призывам местных оппозиционных движений”13. По мере того как западное влияние сходит на нет, молодые честолюбивые лидеры уже не могут надеяться на то, что Запад даст им власть и богатство. Они вынуждены искать средства достижения успеха в своем обществе, и поэтому им приходиться приспосабливаться к ценностям и культуре этого общества.
Процесс индигенизации не обязательно ждет появления второго поколения. Талантливые, проницательные и легко приспосабливающиеся лидеры первого поколения сами индигенизируются. Наиболее примечательны три случая – Мухаммед Али Джинна, Гарри Ли и Соломон Бандаранаике. Они с отличием закончили Оксфорд, Кембридж и Линкольнз-Инн, соответственно, и были отличными адвокатами и полностью вестернизированными членами элит в своих обществах. Джинна был законченным атеистом. Ли, по словам одного из британских министров, являлся “лучшим [c.135] чертовым англичанином к востоку от Суэца”. Бандаранаике был воспитан как христианин. И все же для того, чтобы возглавить свои нации на пути к независимости и после ее обретения, им пришлось индигенизироваться. Они вернулись к культурам своих предков, и в процессе этого они временами меняли идентичность, имена, одежду и веру. Английский адвокат М.А. Джинна стал пакистанцем Квади-Азамом, Гарри Ли стал Ли Кван Ю. Атеист Джинна стал ярым поборником ислама как основы пакистанского государства. Анг-лофицированный Ли выучил китайский и стал ярким последователем конфуцианства. Христианин Бандаранаике перешел в буддизм и стал приверженцем сингальского национализма.
Индигенизации способствует демократический парадокс: принятие не-западными обществами западных демократических институтов поощряет и дает дорогу к власти национальным и антизападным политическим движениям. В 1960-е и 70-е годы вестернизированные и прозападные правительства в развивающихся странах находились под угрозой переворотов и революций; в 1980-е и 90-е они подвергаются все большей опасности проиграть выборы. Демократизация вступает в конфликт и вестернизацией, а демократия по своей сути является процессом, ведущим к защите местнических интересов, а не к космополитизации. Политики в не-западных обществах не выигрывают на выборах, демонстрируя, насколько они западные. Предвыборная гонка, напротив, заставляет их апеллировать к тем вещам, которые они считают наиболее популярными, и эти темы обычно связаны с этническими, национальными и религиозными вопросами.
Результатом является объединение народа против элит, получивших образование на Западе и ориентированных на Запад.
Более того, автор пишет, что
Универсалистские претензии Запада все чаще приводят к конфликтам с другими цивилизациями, наиболее серьезным – с исламом и Китаем; на локальном уровне войны на линиях разлома, большей частью – между мусульманами и не-мусульманами, вызывают «сплочение родственных стран», угрозу дальнейшей эскалации конфликта и, следовательно, усилия основных стран прекратить эти войны
Книга построена на идее о том, что схожие по культуре страны объединяются, им легче сотрудничать в политических и экономических вопросах (как пример приводится Европейский союз), а если объединение произошло в силу исторических обстоятельств или лишь на идеологическом уровне, то такие страны ждет распад (как произошло с СССР, Югославией) или же им будут свойственны различные внутренние конфликты (которые имеют место в Индии, Украине, Шри-Ланке).
Философские воззрения, основополагающие ценности, социальные отношения, обычаи и общие взгляды на жизнь значительно отличаются в разных цивилизациях. Возрождение религии в большей части мира усиливает эти культурные различия. Культуры могут изменяться, и природа их влияния на политику и экономическое развитие может различаться в разные исторические периоды. И все же очевидно, что основные различия политического и экономического развития цивилизаций имеют корни в различии культур. Восточноазиатский экономический успех обусловлен восточноазиатской культурой, как и трудности, с которыми столкнулись восточноазиатские страны на пути построения стабильных демократических систем. Причины провала установления демократии в большей части мусульманского мира во многом кроются в исламской культуре. Развитие посткоммунистических обществ Восточной Европы и на пространстве бывшего Советского Союза определяется цивилизационной идентичностью. Страны с западно-христианскими корнями добиваются успеха в экономическом развитии и установлении демократии; перспективы экономического и политического развития в православных странах туманны; перспективы мусульманских стран и вовсе безрадостны.
Конечно, это упрощённая карта реальности, но писатель объясняет, что без использования простых моделей и парадигм невозможно изучение мира, а в то же время неправильно мыслить в рамках двух миров «мы-они», «Восток-Запад», «богатые/развитые страны – бедные/развивающиеся». Поэтому Хантингтон выводит 8 основных мировых цивилизаций текущего времени: западная (включающая Европу, Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию), исламская, китайская, японская, индуистская, православная , латиноамериканская и африканская.
Политолог сравнивает данные цивилизации между собой, изучает, чем западная культура отличается от остальных и какие причины обусловили ее основные характеристики (разделение церкви и государства, верховенство закона, социальный плюрализм, тысячелетняя история представительных органов, индивидуализм).
Приведенный выше список не ставит своей целью полное перечисление отличительных характеристик западной цивилизации. Не означает он также, что эти характеристики всегда и повсеместно присутствовали в западном обществе. Очевидно, что они порой отсутствовали: многие деспоты в западной истории регулярно игнорировали господство закона и распускали представительные органы. Не утверждается и того, что ни одна из этих характерных черт не проявлялась в других цивилизациях. Очевидно, они имеют место: Коран и шариат составляют основополагающий закон для исламских государств; в Японии и Индии существуют классовые системы, весьма схожие с сословиями Запада (возможно, в результате этого только эти две основные незападные цивилизациии могут выдержать демократическое правительство в течение любого времени). По отдельности ни один из этих факторов не был уникален для Запада. Однако их сочетание было уникально, и это дало Западу его отличительные особенности. Эти концепции, принятые практики и общественные институты просто были более широко распространены на Западе, чем в других цивилизациях. Они – то, что сделало Запад Западом, причем уже давно. И они же во многом стали факторами, которые позволили Западу занять ведущую роль в модернизации самого себя и всего мира..
в последние годы девятнадцатого века обновленный западный империализм распространил влияние Запада почти на всю Африку, усилил контроль над Индостаном и по всей Азии, и к началу двадцатого века практически весь Ближний Восток, кроме Турции, оказался под прямым или косвенным контролем Европы. Европейцы или бывшие европейские колонии (в обеих Америках) контролировали 35 % поверхности суши в 1800 году, 67 % в 1878 году, 84 % к 1914 году. К 1920 году, после раздела Оттоманской империи между Британией, Францией и Италией, этот процент стал еще выше. В 1800 году Британская империя имела площадь 1,5 миллиона квадратных миль с населением в 20 миллионов человек. К 1900 году викторианская империя, над которой никогда не садилось солнце, простиралась на 11 миллионов квадратных миль и насчитывала 390 миллионов человек . Во время европейской экспансии андская и мезоамериканская цивилизации были полностью уничтожены, индийская, исламская и африканская цивилизации покорены, а Китай, куда проникло европейское влияние, оказался в зависимости от него. Лишь русская, японская и эфиопская цивилизации смогли противостоять бешеной атаке Запада и поддерживать самодостаточное независимое существование.
Запад завоевал мир не из-за превосходства своих идей, ценностей или религии (в которую было обращено лишь небольшое количество представителей других цивилизаций), но, скорее, превосходством в применении организованного насилия. Жители Запада часто забывают этот факт; жители не-Запада никогда этого не забудут.
как любят говорить историки, завершилась «экспансия Запада» и началось «восстание против Запада». Неравномерно, с паузами и «отыгрываниями», снижалось могущество Запада по сравнению с влиянием других цивилизаций. Карта мира образца 1990 года мало чем похожа на карту мира в 1920 году. Баланс военного и экономического могущества, а также политического влияния изменился (что более подробно рассматривается в следующей главе). Запад продолжал оказывать значительное влияние на другие общества, но взаимоотношения между Западом и другими цивилизациями все больше обуславливались реакцией Запада на развитие этих цивилизаций.
Каждая цивилизация видит себя центром мира и пишет свою историю как центральный сюжет истории человечества. Это, пожалуй, даже более справедливо по отношению к Западу, чем к другим культурам. Такие моноцивилизационные точки зрения, однако, утратили значимость и пригодность в полицивилизационном мире.
В ответ на западное влияние государства остального мира или явно отторгали его (как, например, Япония с 1542 года до середины XIX века) или же принимали настолько воодушевлённо, что полностью подменяли свою культуру западной, проводили активную модернизацию и вестернизацию, как было в Турции (поэтому автор называет этот процесс «кемализм») или применяли смешанный реформизм, пытаясь сохранить свои традиционные ценности, но провести модернизацию по западному образцу (как Китай в годы правления династии Цинь или Египет в 1830-х годах)
На социальном уровне модернизация усиливает экономическую, военную и политическую мощь общества в целом и заставляет людей этого общества поверить в свою культуру и утверждаться в культурном плане. На индивидуальном уровне модернизация порождает ощущение отчужденности и распада, потому что разрываются традиционные связи и социальные отношения, что ведет к кризису идентичности, а решение этих проблем дает религия.
модернизация не обязательно означает вестернизацию. Не-западные общества могут модернизироваться и уже сделали это, не отказываясь от своих родных культур и не перенимая оптом все западные ценности, институты и практический опыт. При этом какие бы преграды на пути модернизации ни ставили не-западные общества, они бледнеют на фоне тех преград, которые воздвигаются перед вестернизацией. Как выразился Бродель, было бы «по-детски наивно» думать, что модернизация или «триумф цивилизации может привести к окончанию множественности исторических культур, воплотившихся за столетия в величайшие мировые цивилизации. Модернизация, напротив, усиливает эти культуры и сокращает относительное влияние Запада. На фундаментальном уровне мир становится более современным и менее западным.
Было очень интересно прочесть о том, что существуют разорванные страны, в частности, такие как Турция, Мексика и Россия, где правительственная «верхушка» решилась на копирование западной культуры, активно насаждала новый образ жизни, особенно среди элиты, но при этом государства оставались гибридами, где в народе продолжали господствовать традиционные черты. Хантингтон подробно рассматривает, как протекали эти исторические процессы в каждой из разорванных стран, так что очень познавательно было прочесть не только об иностранном опыте, но и то, как иностранец видит нашу историю.
Россия была разорванной страной со времён Петра Великого, и перед ней стоял вопрос: стоит ли ей присоединиться к западной цивилизации или она является стержнем самобытной евразийской православной цивилизации. Конечно же, классической разорванной страной является страна Мустафы Кемаля, которая с 1920 годов пытается модернизироваться, вестернизироваться и стать частью Запада. После того как на протяжении почти двух столетий Мексика, противопоставляя себя Соединённым Штатам, определяла себя как латиноамериканскую страну, в 1980-е годы её лидеры сделали своё государство разорванной страной, попытавшись переопределиться и причислить себя к североамериканскому обществу. Лидеры Австралии в 1990-е, напротив, пытаются дистанцироваться от Запада и сделать свою страну частью Азии, создав таким образом «разорванную-страну-наоборот». Разорванные страны можно узнать по двум феноменам. Их лидеры определяют себя как «мостик» между двумя культурами, и наблюдатели описывают их как двуликих Янусов: «Россия смотрит на Запад — и на Восток»; «Турция: Восток, Запад, что лучше?»
Рассказывая о политической обстановке конца ХХ века, автор рисует полицивилизационный мир, где большую роль играют стержневые страны, каждая из которых должна обеспечивать стабильность в своем регионе. Поэтому важно признавать сферы влияния таких государств, что обеспечивает мировой порядок.
чтобы избежать в будущем крупных межцивилизационных войн, стержневые страны должны воздерживаться от вмешательства в конфликты, происходящие в других цивилизациях. Несомненно, с этой истиной некоторым государствам, в особенности США, будет трудно смириться. Это правило воздержания, когда стержневые страны воздерживаются от вмешательства в конфликты в других цивилизациях, является первым необходимым условием сохранения мира в полицивилизационном, многополюсном мире. Второе условие, правило совместного посредничества, состоит в том, что стержневым странам необходимо договариваться между собой с целью сдерживания или прекращения войн по линиям разлома между государствами или группами государств, относящимися к их цивилизациям.
Западу или тем цивилизациям, которые, возможно, стремятся встать рядом с Западом или занять его доминирующее место, будет не так-то просто принять и эти правила, и мир, где цивилизации будут обладать большим равноправием
Исследователь покажет, какой была ситуация после распада СССР и какие договоренности существовали о принятии бывших советских республик в западные организации, будет тут и о расширении НАТО, о России и «ее ближнем зарубежье», и о Китае, и об исламских государствах, у которых нет явного стержневого лидера, из-за чего это более взрывоопасный регион.
Значительная часть книги посвящена войнам по «линиям разлома», там, где проходят столкновения цивилизаций: тут будет повествование об Афганской войне, войне в Персидском заливе, о войне в Югославии, о вооруженной борьбе в Судане и на Шри-Ланке, о спорных территориях, таких как Западный берег реки Иордан, Нагорный Карабах.
Подводя итог, это было весьма удачное знакомство с американским политологом и мне было бы интересно прочесть его более свежие книги, жаль, что автора не стало в 2008 году. Данную же книгу советую читателям, которые открывают для себя мир политики и международных отношений, она легко написана и позволяет узнать достаточно взвешенное мнение о мировом сообществе.
Комментарии
когда не хватило места в отзыве
Да, именно так и есть, у рецензий есть ограничения и приходится "заметки" оставлять в комментариях
Да Галя, ты умная девушка. Надо запомнить твой ход конем. И да картинка как обычно крутая.
Цитата меня позабавила: ни черта он не понимает про Россию.
"В 1995 году будущее либеральной демократии в России и других православных республиках оставалось неясным". Путь России к авторитаризму вполне определился после расстрела парламента, т.е. 4 октября 1993 г., и политологу следовало бы это понимать. Упоминается какой-то Пётр Савицкий, идеи которого якобы приобрели у нас популярность; лично я о нём первый раз слышу. Ну и, наконец, Жирик: похоже, что американец всерьёз считает этого злого клоуна политическим деятелем! Который чего-то там "хотел воссоздать"! Ну не смешно ли всё это?
Такой ли это большой грех?:) Даже наши авторы часто в нашей же истории не разбираются, что уж ждать от иностранца:) Нет медведей - уже хорошо,я не привередливый читатель;)
Я готов согласиться с тем, что иностранец имеет право писать глупости о русской истории. Но я-то отметил глупости не из области истории, а из области политологии. Он же вроде как политолог? Если так, то он профнепригодный политолог.
Вот здесь позвольте не согласиться. СССР распался не из-за пресловутых культурных различий, а из-за того, что как раз идеологию - скрепу начали менять искусственно. Ничто так не разъединяет, как наличие различных экономических интересов и появление обособленных капиталов.
Сначала объявили врагом Сталина, потом реабилитировали меньшевиков, потом перестройку преподнесли как плавный переход/возвращение к ленинским принципам, а потом закончили на том, что все большевики - враги, а частный собственник лучше распорядится народным имуществом, а значит пора бы передать средства производства "предприимчивым людям".
Ну вот мы с соседней страной - один в один по культуре похожи, у нас различия минимальные, даже шутим одинаково и злимся. А что нас рассоединило, не интересы ли капиталистов российских и украинских, ориентированных на Россию и Европу?
Да и югославы, хорвата от серба попробуй поди отличи.
Нет, Галя, я не понимаю, почему ты согласна здесь с автором.
Хорошая оценка книге не значит, что я со всем согласна, многие моменты заставляют задуматься, а некоторые вызывают сомнение, тобой приведенный в том числе. Но мнение автора имеет право на существование, тем более он приводит любопытные аргументы,которые я в силу своего малого знания темы не могу отмести как неверные. Более того, автор изначально пишет,что это упрощённая модель,а отдельные случаи, конечно, могут отличаться и причины различные в корне лежат .
А ты думаешь что СССР был един? Что Прибалтика не мечтала выйти из него или азиатские республики, уж не говоря про переселенные народы, которым изначально не доверяли? Сейчас в соседних странах не происходит ли раскол из-за разной религии, тяготению одной части к Европе/Турции,а другой к РФ?
Оставлю ниже цитаты, вдруг интересно по поводу конфликтов между ранее дружескими национальностями
Я не специалист по прибалтам, а по нынешним их представителям совсем уж глупо судить, так как и время прошло и пропаганда сделала своё дело. Но в Прибалтике были как латышские стрелки, так и лесные братья.Можно ли грести их всех в под одну гребёнку? Вообще всегда сложно сказать, что думает большинство, даже сейчас. Ума не приложу, сколько у нас правых, левых и центристов.
А перенаселённые народы.... переселение вообще рассматривается как стратегическая ошибка, хотя я с этим не совсем согласна. Но совсем в идеализм тоже нырять не стоит, всем и каждому не угодишь. Демократия, как понимали её в СССР, - это не когда каждому отдельному индивиду хорошо, а когда большинство довольно.
В книге ещё был момент, что к стране, которая успешно развивается, тянутся другие страны, хотят "дружить" и перенимать опыт, а если страна в кризисе, перестала служить примером, то другие страны быстро от нее отвернутся и будут других могущественных партнёров искать.Думаю это упрощённо, конечно,но ближе к развалу СССР бывшие "свои" не хотели "дружить" с тем, кто "не смог", поэтому быстро и развернулись в иную сторону,к другим партнёрам. Или думаешь иначе было?
Ну Галя, какие цитаты огромные.
Я сегодня побуду занудой? То есть автор объясняет разгул в 90ые не экономическими предпосылками, а несбалансированной рождаемостью по национальным группам? То есть война в Чечне началась не потому что там вскормили радикалов, а потому что людей стало больше? Опять же, я вижу в сложившейся ситуации экономические предпосылки, нежели национальные. Бедность, отсутствие власти, попустительство становится благодатной почвой для созревания террора.
Опять же, я не эксперт, сужу как обыватель. Но у меня в голове не укладываются выводы автора. Сплошные противоречия, хотя я может что-то не так понимаю.
наоборот спасибо, я в целом и пишу рецензии с цитатами, чтобы обсудить и какие-то моменты лучше понять, ведь несколько голов,лучше чем одна) Ведь книги могу понять лишь на доступном мне уровне, интересно, что видят другие в них.
Вполне возможно, что автор сосредоточившись на своей идее о столкновении цивилизаций, просто игнорировал все, что не вписывается, это с точки зрения психологии вполне допустимо вроде.И он не экономист, так что просто все это не учитывал,как неинтересное, книга ведь не про экономику.
Не думаю, что его мнение единственно верное,просто, как я поняла,в жизни много факторов и из них и складывается что-то общее. Все же сложно отрицать, что люди разных религий чаще конфликтуют, набрасываются на отличных от себя?Те же еврейские погромы если вспомнить.
Почему вскормили радикалов именно в Чечне,а не в Воронеже,например или Тюмени? (Автор, например, пишет про активную помощь Турции и других мусульманских стран,у которых был свой интерес поддержать братьев по вере после распада СССР) Думаю отношения между разными национальностями легче "поджечь", чем между "своими", другое дело что при желании можно разделить всех на москвичи/не москвичи, блондины/брюнеты и т.д.
Встречала мнение, что нация это вообще искусственно созданное понятие, так что возможно эта книга ничего и не объясняет в мире, просто занятный подбор разной информации)
Прочитала все твои ответы. Может, автор и не столь категоричен, как мне изначально казалось. Европейских авторов, которые начинают судить о Востоке и России я, как правило, воспринимаю с осторожностью, так как много их читала. Когда они пишут об СССР, они начинаютчто-то говорить про авторитаризм, переселения и тому подобное, забывая про сущность - отмены частной собственности на средства производства. Этого они не говорят и именно в этом, я считаю, кроется их обман, пусть они даже скажут что-то правильное потом.
и всё-таки, определение нации как "исторически сложившуюся устойчивую общность людей, возникшую на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада". Если рассматривать это понятие как искусственное, то не это ли даёт право обобщения всего? Языков, традиций, культур? Я бы не хотела жить в мире, где один английский:) Сложный вопрос, а я не философ.
Галя, очень интересная рецензия, спасибо! Скажи, а что с православными Грецией и Болгарией, хоть и не очень успешно, но всё же более-менее европеизировавшимися? Автор рассказывает про их опыт?
Про Болгарию совсем почти нет, только минимум участия в войне в Югославии, а вот про Грецию очень интересно
Господи, какой бред... вестернизировать=модернизировать? А что такое тогда по мнению автора Советы? Это автократия? Западники как раз после 80ых появились. Как-то всё с ног на голову, тебе не кажется?
Нет, вестернизировать не равно модернизировать, можно было модернизацию провести не отказываясь от своей культуры. Думаю СССР для автора автократия, так как не демократия) ну и одна партия с явным лидером, но я не спец, может он иное имел в виду.
Западники это которые против Славянофилов,они были ещё до Революции,но не были истинными демократами,так как таких у нас на Руси вообще нет,я так поняла:)
Мне так показалось, автор просто плохо знает нашу историю, занимается обобщением и упрощением, натягивая сову на глобус, лишь бы всё красиво уложилось в его теорию. Западники, наверно, потому что в Европе все революционеры жили:) Или потому что Карл Маркс "Капитал" написал, а писал он его по-немецки. Но это только моё предположение, я слабо улавливаю логику автора, всё он как-то юлит.
То что у нас отродясь не было демократии и не будет, это мы уже поняли, народишко не тот, но я в таком случае хотела бы спросить, а где и в какое время она была?
У автора как раз смысл, что нет "не того народа".Что православная/китайская/ любая другая вовсе не должна быть западной,что нет смысла копировать чужие правила, они не приживутся и они подходят лишь для Запада. Что современный мир показал, что вовсе не обязательно быть западной культурой, чтобы достичь благополучия.
А про демократию вот
В общем, я это не к тому,чтобы тебя переубедить) Просто после моих больших цитат ты можешь книгу и не читать, в целом все тебе с ней ясно, я тебе время сэкономила;)
А вот эта цитата тебе не понравилась?
Привет Галина, а вам не кажется, что все эти "битвы" и "столкновения" цивилизаций, которые бьются между собой в их книгах, это лишь попытка увода читателей в сторону.
Я не настаиваю, я не гуру, а такой же читатель как и вы, просто интересно ваше мнение. Это как с нацистами, мы раса недочеловеков, а на самом деле шли за землей, ресурсами в том числе и людскими.
Любой конфликт - это битва за рынки сбыта, ресурсы, но те кто бьются имеют большие деньги, и нанимают таких Хантингтонов, а они уже оправдывают любое вторжение умными выражениями "другая, чуждая культура", "враждебные мусульмане" и т.д.
Если в книге этого автора упоминания о ТНК, военных конфликтах которые ведутся за рынки сбыта и ресурсы?
Сергей, добрый день! Вот именно это ощущение, а не мистификация ли вся эта идея про цивилизации, помешала поставить мне 5. Автор весьма убедителен, миролюбив, призывает помнить о том, что нет цивилизаций "хуже" или "лучше", что надо соблюдать интересы всех крупных игроков -мне это весьма понравилось, но может и есть какой-то хитрый смысл,который я не понимаю, так как про международную политику читала меньше десяти книг
В книге нет экономики, но там нет призывов куда-то вторгаться, наоборот осуждение желания одного игрока подмять под себя мир. По крайней мере я так это увидела
Вот и я мало читал, но у меня почему то уже несколько лет такое стойкое чувство, что все эти книги - обманки. Они как бы уводят в сторону от экономических интересов. Прячут экономические интересы заинтересованных сторон от читателей.
Если упрощенно, сижу я в квартире, но мне понравилась еще одна на 9 этаже, я провожу рейдерский захват, у меня есть деньги и я нанимаю еще пару талантливых соседей, получивших диплом университета, чтобы они оправдали этот захват ни словом не упомянув мои экономические интересы. И они будут талантливо выдумывать, что сосед на 9 этаже был плохим, чужим, не культурным, он нес опасность другим жителям дома, его квартира перенаселена, нужно между соседями жить мирно а он был враждебен и т.д.
Ладно, это так, мои размышлизмы...
Возможно отводит в сторону, но слова автора не похожи на оправдание захватов
.
Как у вас тут интересно))
всем, спасибо)
Заходи ещё,всегда рады:)
Э. Хантингтон, А. Т. Мэхэн, К. Хаусхофер, Ф. Ратцель, X. Маккиндер, Н. Спикмен, а также евразийцы (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Л. Н. Гумилев, А. Г. Дугин). Это всё одна отвратительная лженаучная банда которая стремится отвлечь внимание народных трудящихся масс от основного - рабочего вопроса, в сторону географического. Каждый их этих хлопцев советской наукой, за исключением новейших лиц, были сокрушительно разгромлены критикой. Современные фидеисты упорно насаждают нам этих мракобесов и видать успешно. В универах, особенно дипломатических, сейчас это "классические" столпы для изучения. От географического направления один шаг до "жизненного пространства" геополитики которую Германия 1930-40-х возвела в идеологический культ.
Определение из краткого философского словаря от 1951 года:
"«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ» В СОЦИОЛОГИИ — одна из разновидностей буржуазной социологии, приписывающая географической среде определяющее значение в общественном развитии. Различие между народами, между их общественным строем «географическое направление» пытается объяснить различием географических условий, в которых эти народы живут. Представителями «географического направления» в социологии были французский социолог Монтескье, географ Э. Реклю, английский историк Бокль, русский ученый Л. И. Мечников и др. Одни представители «географического направления» выдвигают в качество главного условия развития общества климат и почву, другие — особенности расы, третьи — близость страны и народа к морям и рекам и т. д. Л. И. Мечников, например, ставил развитие всей человеческой культуры, цивилизации в зависимость от влияния рек и морей па жизнь народов и государств. Поэтому он делил всю историю человеческой культуры на историю культуры речной, морской и океанской. В буржуазной социологии эпохи империализма «географическое направление» выродилось в реакционную, фашистскую теорию—геополитику, при помощи которой идеологи империализма обосновывают захват чужих земель и покорение независимых народов. «Географическое направление» в социологии не в состоянии научно объяснить действительную причину общественного развития. Географические условия, остающиеся почти неизменными в течение десятков тысяч лет, не могут быть гласной причиной развития общества, которое переживает коренные изменения в значительно меньшие сроки (в течение сотен лет, даже в течение десятилетий происходят величайшие социальные изменения). Подвергнув критике теории, считающие географическую среду главной силой развития общества, товарищ Сталин в своей работе «О диалектическом и историческом материализме» показывает, что определяющей причиной общественного развития является не внешняя природа, не географическая среда, а изменение способа производства материальных благ. Чем развитее производительные силы общества, чем выше общественный способ производства, тем меньше зависимость общества от стихийных сил природы и тем быстрее общество преобразует природу, географическую среду. При социализме и коммунизме господство людей над силами природы достигает высшей ступени, так как производительные силы освобождаются от капиталистических оков и развитие их ничем не ограничено."
В книге скорее не о географии, а о культуре, о разных религиях,которые могут разделить людей на враждующие коалиции. Но в целом, писатель говорит о необходимости многополюсного мира, об уважении к отличным друг от друга цивилизациям, о неправильности универсальной культуры,которая подавляла бы остальных. Тут нет экономики, нет вопросов о причинах развития обществ
Читал этого хлопца по заданию в университете. Это одна братия, его преподают вместе со всём курсом геополитических "исследователей". Очень туманные выражения, обтекаемые выводы и ничему путному от такой "социологии" как у Хантингтона научиться нельзя, также как и у его ученика Фрэнсиса Фукуямы.
Я так понимаю, есть 2 Харрингтона, этот Самюэль, а другой
Почитала про Фрэнсиса Фукуяму, мне кажется его идеи совсем на похожи на смысл этой книги
Самюэль Харрингтон же пишет об ошибочности идеи об универсальной культуре,о том что любая цивилизация проходит пути подъёма и упадка, западная тоже,в то время как остальные, особенно китайская, японская возрождаются и могут сместить западную.
3. Бржезинский и С. Хантингтон вместе написали книгу «Политические системы: США и СССР» (1964) в которой показали всю свою антикоммунистическую направленность. Они там основываются на теории единого индустриального общества и переносят пороки капитализма на социалистический фундамент. Конечно же спекулятивно.
Да, слышала что они друзья, я с книгами Бжезинского не сталкивалась ещё,но видела отзывы, что он Россию не любит. Ну и многие наши политики США не любят, так что это давнее противостояние, у всех свои интересы, в этом плане Хантингтон не столь ужасен (ну насколько я поняла его тексты и что мне запомнилось)