Больше рецензий

tirrato

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 февраля 2014 г. 18:20

202

5

Книга "Creating Unforgettable Characters" под авторством Линды Сегер направлена на то, чтобы научить писателя создавать многоплановых и динамичных персонажей, которые захватят внимание читателя и покажутся реалистичными и увлекательными. У меня сложилось впечатление, что поставленную задачу книга выполняет на "отлично", но несколько не в том ключе, на который я рассчитывала, когда открывала её. У меня были вполне определённые ожидания перед прочтением: получить чёткие и ясные инструкции, по которым можно научиться создавать захватывающих персонажей, а этот навык у меня сейчас, стоит признать, находится на крайне интуитивном уровне. Однако, открыв книгу, я получила нечто практически противоположное - вопросы. Столько вопросов, что мне приходилось читать книгу, постоянно держа при себе блокнот и ручку, чтобы записать все вопросы, которые возникали у меня в отношении моих персонажей, окружающего их контекста, придуманного мира и так далее. И оказалось, что эти вопросы и есть Святой Грааль для писателя - правильные вопросы, которые наводят на правильные ответы. Они могут спровоцировать совершенно новые цепочки ассоциаций, новые идеи, новые способы решения проблем. Благодаря этой книге я сформулировала для себя, что именно ответы на правильные вопросы и составляют процесс создания персонажа.

Книга состоит из десяти глав, каждая из которых фокусируется на определённом аспекте создания персонажа, от исследования до способов избежать стереотипичности. Вот эти десять глав:

1. Исследование персонажа
2. Определение персонажа: логичность и парадоксальность
3. Создание предыстории
4. Понимание психологии
5. Создание отношений между персонажами
6. Включение второстепенных и фоновых персонажей
7. Написание диалогов
8. Создание нереалистичных персонажей
9. Избежание стереотипов
10. Решение проблем, связанных с созданием персонажа

Я даже не буду пытаться перечислить все полезные вещи, которым меня научила эта книга, и я думаю, что я ещё не раз вернусь к ней. Она написана очень ясным и лёгким даже для не-носителя языком, что является несомненным приятным бонусом. Все теоретические утверждения иллюстрируются примерами, а примеры взяты не только из области написания романов, но также и из сценарного ремесла и драматической литературы. В конце каждой главы - очень чётко и компактно сформулированные выводы, упражнения для закрепления материала и способы прикладного использования указанных аспектов.

Единственное, чего я не нашла в этой книге, - это особенности создания фэнтезийных персонажей. Эту тему немного затрагивает восьмая глава, но там речь идёт о четырёх типажах нереалистичных персонажей, чьи характерные черты или преувеличены, или выставлены напоказ. Однако у создания фэнтезийных персонажей в выдуманном мире должны быть свои особенности, например, исследование может помочь только в определённой степени и не может ответить, скажем, на вопрос: каким был бы мир, если бы в нём не было глобальных религий, и как бы это могло повлиять на формирование персонажей?
Возможно, это связано с тем, что книга была написана в 1990-м году, тогда как жанр фэнтези ещё не являлся центром внимания.

Но, учитывая всё вышеописанное, книга всё равно прекрасна и заслуживает внимания. Это одна из тех книг, из которых мне хочется цитировать целые параграфы. Она полезна не только писателям, но и любым людям, которым интересна механика писательского искусства.

Источник