Больше рецензий

Laszlita

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 февраля 2014 г. 21:48

776

Неказистая обложка, убогое название, слабенький перевод — неудивительно, что у этого бестселлера, проданного тиражом почти в два миллиона, почти нет русских читателей. А между тем эта книга совершила переворот в американской системе образования. Именно благодаря ей почти полтора миллиона детей только в одной Америке учатся в свое удовольствие, а не ради погони за оценками.

В начале 1950-х бывший топ-менеджер с дипломом Йельского университета — Джон Холт — устроился работать в школу и стал вести дневник, часть которого превратилась в книгу How Children Fail (позвольте мне не упоминать унылого русскоязычного названия). Он поставил простой вопрос: «Почему дети плохо учатся?». И дал на него простой ответ: «Потому что мы их учим». И на 320 страницах в оригинале (на 440 — в переводе) объяснял, что он имеет в виду.

«Половина шести равняется двенадцати. Не знаю, почему, но двенадцати. Не будем спорить».

Дело было на уроке математики. Задание: 6 ÷ ½. Две девочки не совсем освоились с делением на дроби. Для них написанное означало «шесть разделить напополам».

Почему девочки неправильно поняли задание? Возможно, в их голове еще не устаканились сведения о дробях. Возможно, они устали и не могли сконцентрироваться. Или еще десяток других «возможно», на которые, как бы ни хотелось учителю, никак нельзя тратить время урока.

Почему они скорее хотят прекратить диалог? Потому что они хотят, чтобы их оставили в покое. Потому что не хотят, чтобы одноклассники считали их тупицами. Потому что происходящее на уроках бессмысленно и ни на что не влияет — разве придется им когда-нибудь делить число на дробь, кроме как на экзамене? Потому что они еще больше разуверятся в своих способностях хоть что-нибудь понять.

Да, важно получить хороший аттестат. Для многих это означает возможность бесплатно учиться в вузе. Отличный диплом тоже важен — его требует работодатель. С этим трудно спорить, но... все же настоящее знание и понимание не измеряется в баллах. А о мире ничего нельзя узнать, если смотреть на него через узкую щель учебников и рабочих тетрадей. Жизнь — больше чем бесконечная череда тоскливых обязанностей. «Я хочу, я умею, я могу!» — Холт мечтал о том, чтобы эти слова могло сказать как можно больше людей на Земле.

UPD: Прошу прощения за неточность: в примере 6, а не 12, конечно. Я тоже не очень освоилась с дробями...

Прочитано в рамках 19-го тура «Спаси книгу — напиши рецензию»

Комментарии


Мне совсем недавно показали фото рабочей тетради первоклашки ( папа настолько был возмущен, что снял на мобильник)
Задание: даны числа 5 и 8. Установи соответствие между ними.
Ребенок записывает ответ: 8>5
Учитель перечеркивает и записывает верный ответ: 5<8.

Формально учитель прав. Но вот как ученик сможет понять свою неправоту?
Неравенства то тождественные.


О, это - да. У Холта есть забавный пример. Он предложил мальчику 16-ти лет, у которого были трудности с физикой, решить задачу из книги. Мальчик, вместо того, чтобы прочитать задачу, первым делом написал:
Дано:
Найти:
Результат:


Но мальчику из вашего примера, лучше все-таки понять свою правоту и тихо посочувствовать учителю.


Да, только нужно понять ещё как жить в мире таких учителей)


Боюсь, тут надо для каждого ребенка уникальный способ искать. Одним - плевать, другие - переживают. Я вот к первому типу относилась. Химичка однажды проделывала со мной такую штуку. В каждом параграфе было что-то вроде схемы химического элемента (на цветок похожая). Но объяснений этой схемы не было. Поняв, что я запоминаю, как эта схема выглядит, но не понимаю, как ее объяснить, она вызывала меня к доске несколько раз подряд отвечать именно этот раздел и лепила мне трояки. Было неприятно, но не прям какая трагедия.


Отличная рецензия, спасибо за наводку!


Спасибо и пожалуйста! :-) Лежит здесь.


Большущее спасибо за ссылку! Уже скачала )