Больше рецензий

23 апреля 2023 г. 17:00

69

4 Жизнь не может длиться бесконечно, и Смерть сама выбирает время и место.

Я впервые разочарована Акуниным. Началу 20 века он посвятил декаденский роман «Любовница Смерти». 1900 год и Москву потрясает череда непонятных самоубийств. То одиночка фотограф, то компания гимназических учителей, то влюблённая парочка студентов. Народ взбудоражен, версий много, загадок не меньше, а главное – стихи, оставленные напоследок всеми добровольцами, ушедшими в мир иной. Версий у местной полиции нет, а шанс появления новых самоубийц есть.

В это же время в первопрестольную из далёкого Иркутска прибывает Маша Миронова, провинциалка с большими амбициями и глобальными планами на покорение столицы. Маша из тех людей, которым всегда и везде тесно, им надо и мир посмотреть, и себя показать (особенно – второе!). Ну, не может она прозябать у себя в Иркутске, там ведь не поймут высокий полёт Машиной мысли. А мысли она свои излагает дневнику, этак и ей легче, и наброски для будущей книги, да и речь улучшает, которой она должна будет в будущем излагаться – изысканно, благоуханно, пьяняще. Маша и одежды по нашила для Москвы специальной – яркой, броской, не тривиальной, такой, чтобы идти в ней – и чувствовать на себе взгляды прохожих. Вот такой подготовленной и «подкованной» встречается она с Петей, который знакомит её с совершенно удивительными людьми – членами клуба «Любовники Смерти». Да, Маша ожидала чего угодно, но такого приключения она и представить себе не могла!. Вообще, образ Маши, на мой взгляд, очень интересно выписан автором, она меня одновременно и бесила своим тупым кокетством, жеманными речами «взрослой» дамы, бестолковостью суждений, элементарной невоспитанностью, и одновременно вызывала некое восхищение своей смелостью, «незашоренностью» и независимостью. Если уж вливаться в массы московской публики, то только эпатируя её своими нарядами, речами, стихами и даже ужиком.

Вообще, мне кажется, что книга больше посвящена не расследованию самоубийств, а «многоликим» веяниям в русской поэзии, которые литературоведы советской эпохи назвали впоследствии Серебряным веком. Поэтов в этот период было не меряно, до наших дней дошли имена очень даже немногих, а остальные, простите за прямоту, в силу своей бездарности, сгинули в темной пучине истории. Почему то я провела некие аналогии между этими поэтами – неудачниками и смертями, описанными в книге. Вот эпоху декаденства автор передал очень атмосферно, пренебрежение жизнью, любовь к смерти, безрассудство в поведении, бледные лица и томные глаза. И, разумеется, при упоминании клуба «Любовники Смерти», в памяти всплыл знаменитый «Клуб самоубийц» Стивенсона и внедрившийся в него несравненный принц Флоризель.

Что касается Эраста Петровича, то в книге он мне показался каким – то сонным, усталым, он словно сразу знал, кто виноват и что делать, но как то лениво топтался на месте, словно раздумывая – кого еще уговорит подстрекатель дойти до финала своей жизни. Эта первая книга Акунина, читая которую, даже я при всем своем «детективном кретинизме» быстро поняла, кто здесь злодей.

А с другой стороны, книга очень философична, автор устами Фандорина, все удивлялся – зачем укорачивать собственную жизнь, она и так хрупка и быстротечна. Ведь «в гости к Богу не бывает опозданий», как сказал наш великий российский поэт, а «все, родилось, то есть имеет начало, рано или поздно закончится». Но ничего, автору прощается, он предыдущими книгами себе очки заработал, я с пути не сверну, продолжу чтение, а там посмотрим, одноразовый ли это был провал.