Больше рецензий

24 апреля 2023 г. 12:25

465

5

Четвертая часть цикла о короле Артуре, большей частью представляет собой философскую притчу, попытку Уайта через древнюю легенду понять, что делать сейчас. Или хотя бы понять причины, наметить пути решения. А трудность всё та же. У него есть вера в то, что люди порядочны и добры в основе своей, в то, что голос разума заглушит дикие вопли варварства и дикости. Именно этим и руководствовался король Артур, разрабатывая и воплощая в жизнь концепции противоборства Силе, которая не признает никаких законов и пределов. Эта вера как свеча на ветру, кажется вот-вот потухнет, но каким-то чудом огонек загорается вновь. Надежды, что ветер не задует свечу всё меньше. Но пока ему это не удалось, а прошла уже не одна тысяча лет. Как знать может всё и получится? Или нет.
Все герои романа уже в возрасте, они уже сильно устали и хоть еще есть порох в пороховницах. Сколько веревочке не вится, но противоречие, которое было изначально заложено в этой троице, Артуре, Дженни, Ланселоте, вызвало взрыв такой силы, что поставило на грань выживания всю Англию. И дело конечно не в любовный страстях, если бы. Просто у Артура кончились все средства. Его Круглый Стол разрушен и он не знает чем связать эту Силу, которая несет людям боль, насилие и страдание.
Артур изначально поставил себе целью принести цивилизацию в мир где правил грубый произвол. Он хотел прекратить войны как вид развлечения и создал войны, в которой равным образом гибнут и простые и знатные. Он хотел прекратить разгул рыцарей и создал Круглый Стол, возведя в доблесть добрые дела. Когда и этого стало недостаточно, но вознамерился направить Силу на духовные поиски. Но и это не помогло. В конце концов Артур решил прийти к идее гражданского общества, где все были бы равны перед законом. В том числе и Король со всем своим двором, но столкнулся с тем, что и закон можно использовать во вред. Небесная справедливость, к которой стремился Артур, не применима к земным обстоятельствам. Значит всё таки человек зол и порочен в основе своей и все его усилия тщетны. Или же он не плох и не хорош, но так устроена Вселенная и насилие с войнами такой же закон природы, как круговорот воды в природе. К такому выводу приходит Артур. И Уайт в лице Артура, перебирает последовательно множество вариантов ответов на вопрос: Почему сражаются люди? И так ни к чему и не приходит. Его утешает последняя мысль, что на земле живет множество видов живых существ, и как-то же они уживаются друг с другом без истребляющих войн. Так может дело в том, что:

Самое фантастическое в любой войне состоит в том, что ведется она из-за ничего — в доподлинном смысле этого слова. Границы — суть воображаемые линии. Никакой зримой линии между Англией и Шотландией не существует, хотя из-за нее-то и давались сражения при Флоддене и Бэннокберне. Одна лишь география являлась причиной — политическая география. И все. Народы вовсе не нуждаются ни в единообразии цивилизаций, ни в единообразии вождей, — не больше, чем тупики или чистики. Пусть себе, подобно эскимосам и готтентотам, сохраняют собственную цивилизацию каждый, пока они в состоянии предоставить друг другу свободу торговли, свободу проезда и доступ в иные края. Странам следует обратиться в графства, — но в графства, сохраняющие собственную культуру и местные законы. Все, что требуется сделать, — это не воображать больше воображаемых линий на поверхности земли. Перелетные птицы обошлись без них, ибо такова их природа.

Насколько реален этот рецепт, покажет только время. Сейчас ясно одно, что до реализации таких идей человечеству еще очень далеко.

Отважные исследователи мира