Больше рецензий

30 апреля 2023 г. 15:01

494

4 Для начала неплохо, но могло быть лучше

Здесь есть спойлеры, непопулярное мнение и комментарии не в тему. Если вы адепт света, помните, что хейт это удел тёмных. Если вы адепт тьмы, помните, что вам есть чем заняться, кроме хейта.

В 1998 году книгоманы читали много крутых книг. «Владычицу озера» из саги о Ведьмаке, «Смирённых сестёр Элурии» из цикла о Тёмной башне, сразу четыре романа о приключениях Фандорина, «Звёздную пыль» Нила Геймана, «Власть несбывшегося» Макса Фрая, «Крысиного короля» Чайны Мьевиля и вторую книгу о мальчике, который выжил «Гарри Поттер и Тайная комната».

Чем ещё запомнился тот год книгочеям? Релизом «Ночного Дозора», который до сих пор считается иконой российского городского фэнтези. Всем, кто подобно мне, не прочёл его подростком, посвящается этот книгобзор.

Для тех, кто не в теме, — каждая книга о дозорах, по сути, роман в рассказах из трёх достаточно самостоятельных историй, которые складываются в один сквозной сюжет. Так, например, Стругацкие писали «Понедельник начинается в субботу», а Гэтисс и Моффат строили сезоны «Шерлока».

С книгой Стругацких «Ночной дозор» роднит ещё и концепция: колдуны и нечисть в современном автору антураже, держащие маскарад перед людьми. Но если Стругацкие написали остроумную сатиру со сказочными отсылками, то у Лукьяненко получилось мрачноватое городское фэнтези с элементами политического триллера. А вместо отсылок на сказки, отсылки на жанровое B-муви.

За все 6 романов самая первая история осталась у меня самой любимой.

Антона Городецкого, закомплексованного и сомневающегося интеллигента, начальство выдернуло с кабинетной работы в аналитическом отделе в поле. Ему поручено выследить и упокоить вампира, убивающего людей без лицензии.

По пути на охоту, в метро Антон замечает девушку с мощной воронкой проклятия, которая вскоре может оборвать жизнь не только ей, но и всем, кто окажется вокруг в неподходящее время. Охота в итоге пошла не совсем по плану: вампиров оказалось двое, и один успел уйти, а значит его нужно снова найти. А заодно необходимо найти и проклятую девушку.

Где-то вы это уже видели? Всё верно, эта история целиком легла в основу сценария «Ночного дозора» Бекмамбетова. Причём сценарий не так уж далеко ушёл от первоисточника.

Кайф этой истории для меня — это чистое городское фэнтези, самодостаточное и, по сути, в продолжении не нуждавшееся. Мир здесь устроен сложно, но работает просто. Антон пока ещё не успел надоесть бесконечным нытьём, а концовку хоть и можно назвать победой условно светлой стороны, но хэппи-эндом назвать не особо получается.

Здесь Лукьяненко очень постарался над многоходовкой, которая будет лежать в основе каждой следующей истории. Интрига интересная, развязка не самая ожидаемая. Персонажи вокруг Антона всё время что-то не договаривают, но понять, о чём они умалчивают, не выходит с первого раза, если до этого не видел фильм или не словил случайные спойлеры.

Мифология ещё не углублена настолько, чтобы начать её деконструировать (что будет в третьей книге, например). Начинается всё как типичное городское фэнтези, где добро сражается со злом, но эта борьба здесь подана остроумнее, чем ожидаешь. Силы света не такие уж и белые-пушистые, силы зла не такие уж стрёмные, как их малюют, вампиры не такие уж и звери, если поставить себя на их место.

Очень многое меня подкупило в этой истории, но не по отдельности, а в комплексе. Лукьяненко круто совместил достаточно простую историю, оригинальную мифологию, всем известный образ нечисти, веяния современного мира и инверсию характерных жанровых штампов.

Ну и сама история как будто аллюзия на типичные 90-е. Постсоветская Россия, где колдуны и маги представляются бизнесменами вышедшими из номенклатурных работников, осваивают синтез IT-технологий и магии, следуют многовековым законам. А в центре всего — кабинетный компьютерщик, вынужденный дежурить на улицах Москвы, где разгулялась нечисть.

Первая история настолько меня воодушевила, что от второй я ждал повышения ставок, но пал жертвой высокий ожиданий. Продолжение мне не то чтобы совсем не понравилось, скорее показалось вымученными и не обязательным.

По сюжету, Городецкий вернулся к кабинетной работе, и ему кайф. Но кто-то в Москве начинает убивать тёмных. Дневной дозор подозревает в этом Городецкого, потому что у него с тёмными особые отношения. А Борис Игнатьевич Гесер (абсолютно круто выписанный персонаж) решает выиграть немного времени, чтобы доказать невиновность Антона, и меняет его телами с Ольгой, своей любовницей, бывшей Великой волшебницей и ещё недавно существовавшей в качестве чучела полярной совы.

Эту историю частично экранизировали во втором фильме Бекмамбетова, вместе с третьей историей (о ней позже), так что она вам тоже знакома. Мне показалось, что она откровенно слабее первой, гораздо прямолинейнее и как будто бы не ко времени.

Нам всем с самого начала дают понять, что убийца не Антон. Поэтому и напряжения никакого не создаётся, когда раз за разом появляются улики против Городецкого. Я просто не верил, что Антон может не выйти сухим из воды.

Приём, когда антагонист подставляет главного героя работает, когда мы уже сжились с героем настолько, что готовы защищать его, какие бы зверства он не творил. Этот приём работает, когда мы понимаем, что герой слишком сильный или слишком честный, и его хотят либо отвлечь от важного дела, либо очернить в глазах друзей и соратников.

Но Антон не такой персонаж. Он ещё не успел стать для меня культовым. Он ещё не успел показать, что он, грубо говоря, лучший из лучших. Он ещё не успел показать свою непримиримость со злодействами, чтобы пройти мимо.

Поэтому мне казалось, что меня навязчиво пытаются убедить, что я должен сопереживать Антону, не дав для этого повода. И в целом, сюжет достаточно прямолинеен, чтобы выкупить, в чём дело. Каких-то сюрпризов он не приносит, и потому выглядит бледнее истории о вампире и проклятье.

При этом мне дико нравятся отдельные эпизоды. Это и как Ольга с Антоном поменялись телами, и как Антон дал волю эмоциям, когда столкнулся с одним из тёмных, и поход в Останкинскую башню, где развернулся штаб тёмных. Маленькими деталями Лукьяненко раскрыл и мир чуть глубже, и рассказал о тёмных из Дневного дозора.

Но хотелось всё-таки большего.

Третья история, в целом, оставила те же впечатления, что и вторая.

По сюжета, сотрудники Ночного Дозора отдыхают жарким летом на даче одного из дозорных. Антон скулит в себя о своём уровне и статусе, об отношениях с Великой волшебницей. Тем временем Гесер готовит очередную операцию: в Москву привозят Мел Судьбы, которым Великая волшебница перепишет Книгу Судеб. Естественно, Дневному Дозору это не особо по душе. Настолько, что оперативник тёмных убивает курьера.

На самом деле, мне запомнились только несколько эпизодов. Это как Алиса Донникова (по сути, Городецкий в юбке от мира тёмных) слегка оборзела и стала выкачивать силу из людей. Ещё как сам Антон, прохавав многоходовку, решил её сорвать и для этого сам качал силу из людей.

Это круто показывает природу магии в мире Дозоров, все иные по большому счёту те же вампиры, заимствующие силу, разве что не всем для этого приходится пить кровь и убивать. Плюс проходка Антона по улице и смена настроений у прохожих из-за выкачивания силы, очень кинематографичная сцена.

И мне понравился финал. В целом, всё шло к тому, что будет бой. Антона против всех или Дозоров друг с другом, в таком духе. Но Городецкий интересно применил выкаченную силу, хотя у меня и остались вопросы к целесообразности его поступка.

Но куда больше эмоций вызвало признание Гесера в том, зачем вообще всё происходившее ранее нужно было лично ему. И дело там не столько в миссии Ночного дозора или противоборстве Света и Тьмы, сколько в личных мотивах самого шефа Ночного Дозора Москвы. Это и удивило, и тронуло, и порадовало.

Финал спас для меня книгу, в которой я почти окончательно разочаровался.

«Ночной дозор» — культовая книга, кто бы что ни говорил. Вряд ли сегодняшний книжный рынок был бы таким же, если бы Лукьяненко однажды не придумал Сумрак, иных и Антона Городецкого.

Но это не самая лучшая книга, не в обиду автору и фанатам. Я полюбил эту книгу, и цикл, и мир. Именно поэтому я себе разрешаю поругать исполнение.

Это абсолютный хай-концепт с большим потенциалом, и оттого ярче видно, что у Лукьяненко поначалу не хватало то ли сил, то ли мастерства. Как я писал выше, первая история — отличное городское фэнтези, которое в моём случае конкурирует с Кингом и Гейманом. Но остальные две истории скучнее и написано как будто лишь для того, чтобы уложиться в минимальный объём издателя.

Если первая история это яркое и интересное фэнтези, то остальные две больше похожи на эпизоды ментовского сериала, где есть щепотка магии. В них как будто не хватает накала и ставок, как в начале. Первая история рассказывает о том, как Антон сражается с нечистью, а остальные показывают, как Антон сражается со своими комплексами, пока за него делают всю работу.

Вроде как благодаря композиции книга удобно делится на 3 акта, и ты ждёшь, что чем дальше, тем круче, а по факту в самом начале ты получаешь всё самое крутое, а затем смотришь, как герои нехотя разгребают последствия.

Поэтому динамика выглядит натянутой. Сюжеты двух из трёх историй проседают. Городское фэнтези скатывается больше в городское, чем в фэнтези. А главный герой особо никак не прогрессирует, хоть и прыгнул выше головы пару раз.

«Ночной дозор» — культовая книга, которую стоит прочесть подростком, но которую всё меньше захочется перечитывать с возрастом. Чего не скажешь об экранизации.

Этот и другие обзоры на Дзен