Больше рецензий

fenixsetta

Эксперт

Эксперт по кирпичам и неожиданному выбору

30 апреля 2023 г. 20:11

194

3 Поток сознания об экологической катастрофе от известного наркомана

Крайне странная книга. Вроде бы и неплохой поток сознания, достаточно атмосферный и с красивыми описаниями. Вроде бы есть абсолютно необъяснимый сюрреализм, который можно трактовать как угодно — автор все равно не собиралась вам отвечать, как понимать постоянные скачки по сценам и как стыковать смерть одного из персонажей в середине романа и тот факт, что в следующей же сцене он живой и все относительно нормально. Вроде бы есть "идея" о фальшивости, пантомиме, бесконечном круге насилия, безликости и неотвратимости катастрофы. Вроде бы есть даже символизм и можно провести параллели с автором, которая ощущает себя, как и главная героиня, в ловушке и ожидающей спасения, которого не существует в этом мире льда и эмоционального насилия...

А вроде бы все выше сказанное — лишь попытки натянуть сову на глобус, а сам роман представляет из себя не более чем поток мыслей наркомана. Тот самый случай, когда лучше бы в книге не было бы послесловия с подробной биографией автора и я бы продолжила воспринимать книгу как просто что-то "ни такое" в духе горячо любимой мною Вульф и прохладно терпимого Кафки — но нет, уже я ее воспринимать так не могу.  Потому что это не сюрреализм. В сюрреализме есть символизм, смысл и обоснуй. Эта книга — просто фантик, в который не вкладывали вообще ничего, но который вроде бы умеет иногда симпатично поблескивать. Но от этого поток слов смысла не приобретает.

Да, мне все еще нравится идея безымянных и безликих героев и умышленном отсутствии любых географических и хронологических деталей. И фокусирует внимание на действиях, и показывает неотвратимость ситуации, которая страшна сама по себе, а не как следствие каких-то событий. Смерть от холода просто есть — и никто в этом не виноват.

Только сюжет от этого не появляется — просто беготня и страдания, событий в книге нет вообще никаких. Как и концовки. Как и хронологии. Как и ровного повествования. Вместо этого наблюдайте, как героя регулярно "штырит" и наслаждайтесь шоу — книге больше нечего предложить.

Да, мне все еще нравятся герои-маски, которые действуют не по законам реального мира, а по правилам театральной пантомимы. Героиня будет всегда там, куда направлялся герой. Они, собственно, и не существуют за пределами сцены — поэтому и могут лихо скакать в пространстве и существовать везде одновременно. И сами герои скорее представляют собой амплуа "жертвы", "тирана" и "спасителя", так что можно и им простить отсутствие деталей.

Вот только даже эти условности не делают происходящее логичным — "прыжки" в пространстве не имеют смысла (у вас все равно нет указаний времени и пространства), а амплуа постоянно меняются. Героиня то нытик, то жертва насилия, то вообще серебряный-лучик-в-мире-холода и чуть ли не муза, то безвольный плачущий клубочек. Да и герой-"спаситель" ближе к финалу резко становится "тираном" без предпосылок, объяснений, морали, выводов и смс.

Вроде бы, литературные ходы и приемы интересные, вот только применяются они крайне невпопад. Так и вышло, что у книги слог красивый, вот только общая картинка какая-то куцая. Либо я предвзятая и не понимаю "глубочайшего шЫдевра", либо это действительно не самая качественная книжка в стиле Вульф и Кафки. Лучше их почитайте, серьезно.

И я даже боюсь представить, раз этот роман породил целый жанр и считается чуть ли не культовым и самым лучшим в жанре — что же тогда творится в остальных книгах?


"Долгая прогулка", команда "Пансион БЛАГородных девиц"