Больше рецензий

1 мая 2023 г. 02:48

105

5 Важнейший вклад в дискуссию об абортах

Дэвид Бунин в своей книге очень тщательно исследует этику абортов. Как выразился Френсис Беквит, один из критиков: «Возможно, это самая важная монография по абортам, опубликованная за последние 20 лет» (Francis J. Beckwith, Defending abortion philosophically: A review of David Boonin's a defense of abortion, 2006).

Книга поделена на четыре раздела. Первый представляет собой «негативную аргументацию», в ходе которой автор критикует доводы противников абортов, стараясь использовать их же предпосылки. Здесь находится место и для разбора одного из самых влиятельных аргументов за авторством Дона Маркиза — «будущее, похожее на наше» (хотя следует заметить, что Маркиз позже отвечал на критику). Во второй части Бунин обсуждает, на каких сроках допустимо делать аборт. Следующая часть, на мой взгляд, самая завораживающая — это аргумент допустимости абортов, основанный на праве женщины на собственное тело. Изначально его выдвигала Джудит Томсон в своей знаменитой аналогии со скрипачом, однако этот пример подвергся широкой критике. Его суть такова, что вы просыпаетесь в больнице, обнаружив, что вы «подключены» к бессознательному скрипачу. Как выясняется, он заболел почечным недугом, и Общество любителей музыки, перерыв все документы, обнаружило, что вы идеально подходите, чтобы помочь музыканту своими почками, которые, таким образом, будут очищать и его кровь тоже. Поэтому вы были похищены и соединены со скрипачом. Довольно расхожая моральная интуиция заключается в том, что вы можете отключиться от скрипача, вместо того, чтобы в течение 9 месяцев поддерживать в нём жизнь, пока его почки не придут в норму, даже при учёте, что скрипач умрёт из-за вашего решения. Бунин защищает это направление, стараясь модифицировать «скрипача» так, чтобы преодолевать все дисаналогии, на которые указывают критики. По итогу получается очень мощный аргумент, названный «аргументом доброго самаритянина», согласно которому аборт приемлем, даже если плод является человеком с таким же правом на жизнь, как и у нас с вами. В конце Бунин критикует ещё несколько независимых аргументов.

По итогу хочется сказать, что эту книгу было бы здорово прочесть как сторонникам, так и критикам абортов, ведь она выводит дискуссию на новый — более высокий — уровень. На мой взгляд, защита аргумента доброго самаритянина наиболее успешна. Проработанность и внимание к деталям поражают, ведь порой в книге можно найти ответы даже на более позднюю критику труда Бунина. Если вы хотите тщательно изучить биоэтическую проблему абортов, то рекомендую серьёзно рассмотреть вариант прочтения этой книги.