Больше рецензий

wondersnow

Эксперт

Сердце воительницы, душа сказочницы.

4 мая 2023 г. 12:01

173

5 Шаг шестнадцатый; шляпой ей было небо, плащом ей был ветер.

«Ведьмы считают, что лёгкие пути до добра не доводят. Ты должна уметь думать головой. А если не умеешь, значит, и в ведьмах тебе делать нечего. В жизни тоже всё непросто, говорят они. И никто не обещал, что будет легко. Научись учиться быстро».

Покинув родительский дом, Тиффани убеждала себя: она не будет тосковать по своей земле, ведь это глупо, а ей уже одиннадцать лет, негоже так себя вести. Так-то оно так, да вот только... Тишина родных холмов. Успокаивающее блеяние овечек. Сияние голубых бабочек. Всё это осталось где-то там, далеко-далеко, а вокруг всё такое чужое, что хоть вой. Она, конечно, не выла, ведь это Тиффани Болен, а это о чём-то да говорит. Забот у неё и без того хватало, всё-таки учёба – это всегда трудно, пусть и сложилось всё несколько иначе, чем она себе это представляла. Матушка Вровень была очень милой и славной женщиной, не без странностей, но они лишь придавали ей очарование (четыре руки – а что, удобно...), да и местный целтергейст Освальд с этим его пунктиком насчёт порядка был просто душкой. Всё бы ничего, вот только никто не собирался объяснять юной ведьме, как, собственно, делать чудеса. Она занималась домом, делала сыр, навещала жителей деревни, и на этом всё. Да и вообще, а ведьма ли она?.. Она носила голубые и зелёные платья, у неё не было шляпы, полёты на метле вызывали тошноту, а путанки и вовсе не получались... Пока девочку терзали сомнения, к ней тем временем что-то приближалось. Оно искало... «Меня видно». Оно нашло.

Сама суть роителя ужасала. Это нечто нельзя увидеть или услышать, оно не чувствовало и не думало, его невозможно изгнать и убить, а уж если оно завладеет телом и разумом, то всё, выхода – во всех смыслах – нет. Так было, пока он не посмел сунуться к Тиффани. «Холмы у неё в костях, холмы у неё в сердце». Та её маленькая частичка, что продолжала бороться с паразитом («Помогите»), держалась из последних сил за то, что было для неё дороже всего на свете: она держалась за воспоминания. Холм, кибитка, луга... Там громыхал гром и била молния, а одна молчаливая, но мудрая старушка курила свою трубку, и у одиннадцатилетней начинающей ведьмы не было иного выбора: она вступила в бой. Это был один из самых важных уроков: за себя необходимо бороться. И она боролась, о, как она боролась! Но ей не пришлось сражаться в одиночку, и пусть к ней и не “притыгдымил” на белом коне, обмотанном простынями (???), прекрасный принц, за свою «мал-мал каргу» дрались они, отчаянные Нак-мак-Фигли (показательно, что их остерегался сам Смерть, ну ещё бы). А ещё была Эсмеральда Ветровоск со своей головологией, которая помогла юной ученице задвинуть вглубь всё чужое и выйти вперёд. И, конечно, был дом. Может девочка и была далеко от родных мест, но душа её была пронизана самой сутью её земли, и стоит ли удивляться тому, что в самый трудный миг к ней на помощь прискакала великолепная белая лошадь с холма? Нет, конечно. Земля Под Волной – и этим всё сказано.

Да, это была непростая битва, и в первую очередь потому, что зла как такового не было, это ведь не какая-то сахарная сказочка, где злую ведьму сжигают (не дождётесь!) и все живут долго и счастливо (а так бывает?), это нечто напоминающее саму жизнь, где нет чёрного и белого, есть серость, в тонах которой порой так сложно разобраться. «Тут не скажешь: я не виновата. Не скажешь: я не при чём. Сказать можно только одно: я не отступлю перед трудностями». Когда вскрылась правда, Тиффани не стала себя оправдывать, она, хоть ей и было страшно и стыдно, признала, что в том, что она натворила под воздействием роителя, была и её вина, ведь на подсознательном уровне она хотела это сделать. Пожалуй, именно в этот момент она по-настоящему стала ведьмой. Это как с той изящной фарфоровой пастушкой, которую она когда-то подарила своей бабушке: суть не в лентах, рюшах и платьях, плащом ведьмы может быть и ветер, а шляпой – небо, главное то, что ты делаешь, главное то, кто ты есть. Вот почему вся сцена с испытаниями вызвала так много эмоций, до того немой поединок – а это был именно что поединок – Ветровоск и Болен был восхитителен. Шляпа на коленях, острый взгляд, искрящее напряжение – и низкий поклон друг другу. Вот в чём суть. Не в цвете платья, не в перезвоне серебряных браслетов и даже не в шляпе. Вот она, сама душа этого непростого ремесла. «Мы делаем, что можем. Мы все так делаем, каждая на свой лад. Вот это и есть душа, и сердце, и стержень ведьмовского ремесла, это и не что иное. Душа и сердце».

«Она говорит земле, что она такое, а земля говорит ей, кто она такая. Я не смогу сложить об этом песню, мне не хватает уменья!», – обливаясь слезами, вопил истерящий фигли, и его прекрасно понимаешь, до того всё это было пронзительно (а если представить ещё и рыдающую мышиную волынку, так вообще), хотя и без забавного не обошлось, чего только стоило представление Петулии, то, как она превратила сосиску в живую хрюшку, впечатлило. И всё же почему-то этот цикл раз за разом вгоняет меня в тоску. Вроде всё такое лёгкое и весёлое, но почему-то щемит, щемит сердечко-то; впрочем, для пратчеттовского сказания это нормально... Замечательная история о том, что да, мы носим в себе прошлое, но нужно быть человеком, а не обезьяной (очень глубокомысленно), и делать всё для того, чтобы сберечь солнце своей души (эх, поэтично). Взаимодействие двух моих любимых ведьм покорило, это было напряжённо и в то же время трогательно, а их финальный остроумный диалог о плаще и ожерелье? Это было тонко, та ещё головология. Хороший вообще был момент, душевный. Сиял золотистый свет, взмывали кленовые самолётики, танцевали жужжащие пчёлы... Да, ради таких прекрасных моментов и правда стоит жить.

«Жизнь не может быть справедливой или нет. Жизнь – это просто жизнь: то, что с нами происходит, и то, что мы делаем сами».