Больше рецензий

4 мая 2023 г. 19:15

340

5 Спойлер Беда не в знаниях, а в том для чего их используют.

Я помню в школе на уроке обществознания моя учительница как-то сказала: "Сейчас с развитием технологий, все больше задач будет отдаваться машинам и роботам. Но чем тогда будет заниматься человек? Творчеством, он будет работать, допустим, 4 часа в день, остальное время будет отдавать своим хобби и внутренним стремлениям - писать книги, стихи, рисовать." Я помню меня еще тогда в школе так поразило это, и даже сейчас, пребывая по 9 часов в день 5 дней в неделю на работе, я вспоминаю это и думаю "ну поскорее бы уже".
И вот я прочитала эту книгу, увидела обратную сторону прогресса и механизации, увидела то, что к чему мы вполне можем прийти. Вспоминая недавний бум чат-ботов с искусственным интеллектом, реальность, описанная в книге, все больше кажется правдивой.
Основной конфликт книги - потеря человеком чувства собственного достоинства, важности и причастности, "нужности", из-за всеобщей механизации экономики и рынка труда, повсеместная замена человека машинами.
Также книга и о проблемах общества потребления, наращивания производства, о восприятии человека лишь как рабочую силу. История Руди, чьи умелые токарские движения были записаны на ленту, чтобы машины смогли их повторять, олицетворяет это.

И вот сейчас эта маленькая петелька ферромагнитной ленты лежит в ящике перед глазами Пола, воплощение работы Руди, того самого Руди, который в этот вечер включал ток, устанавливал количество оборотов, присматривал за работой резца. В этом только и заключалась сущность Руди с точки зрения самой машины, с точки зрения экономики, с точки зрения военных усилий. Ферромагнитная лента была сутью, выделенной из этого маленького вежливого человека с широкими ладонями и с трауром под ногтями...

Хорошее решение автора показать нам этот мир глазами приезжих иностранцев, которым проводник рассказывает, как устроена жизнь американцев. Например, классный был момент, когда их привели в дом простых людей, и проводник начал рассказывать и хвастать бытовыми приборами, которые и моют посуду, и готовят ужин, и стирают одежду за женщину за считанные минуты.


- Она пропускает белье сквозь ту вот гладилку, которая в три минуты проделывает работу, на которую перед войной уходил целый час. Хлоп!
— А потом что она делает? — спросил Хашдрахр.
— А потом ее работа закончена.
— А потом что?
Доктор Додж заметно покраснел.
— Вы шутите?
— Нисколько, — сказал Хашдрахр. — Шаху хотелось бы знать, что заставляет эту женщину-такару...
— Что такое такару? — подозрительно спросила Ванда.
— Гражданин, — пояснил Холъярд.
— Да, — сказал Хашдрахр, странно улыбнувшись ей, — такару — это гражданин. Так вот, шаху хотелось бы знать, для чего ей приходится все это делать в такой спешке — одно за несколько секунд, другое за несколько секунд. Куда это она так торопится? Что, кроме этого, ей еще нужно делать столь срочно, что она не может тратить время на все эти вещи?
— Жить! — экспансивно пояснил доктор Додж. — Жить! Получать от жизни удовольствие.

И в итоге к чему мы приходим? Что технический прогресс - это хорошо, но с ним надо быть поосторожнее, и думать наперед, как то или иное открытие и изобретение изменит повседневную жизнь людей.
При этом конец очень ироничный, в духе Воннегута. Люди, столько натерпевшиеся, несчастные, ненавидящие машины, свергают порядок, ломают машины направо и налево, а потом начинают их чинить. ¯\_(ツ)_/¯

Ну и напоследок, очень посмешило

Действительно, кажется просто ужасным, что все когда-то было иначе, не правда ли? Разве не смешно было собирать людей в определенное место и держать их там целый день только для того, чтобы воспользоваться их мыслями. А потом - перерыв, и опять мышление, и опять перерыв, да так просто невозможно мыслить.

Но мечту о 4-часовом рабочем дне я все еще лелею.