Больше рецензий

Wizzardao

Эксперт

по всякой ерунде

4 мая 2023 г. 19:22

8K

5 И играть согласен эту роль

Книги про героев чем-то сильно увлечённых я читаю кратно реже чем хотелось бы: из уже прочитанного это главным образом "Защита Лужина" (шахматы) и рассказы Нины Дашевской — в них музыка;

и, неожиданно, "Куклолов" оказывается ближе именно к первой: увлечённость Олега Крылова болезненна — самым главным в его жизни становятся куклы, завораживающее участие в спектаклях: кукольный мир: прочий же мир лишь скучное подобие, остальные люди — только куклы, хуже чем куклы: они, за редким исключением, неинтересны.

(хорошо передаются эмоции героя от всего, что с ним случилось в самом начале книги; его апатия, ощущение сумасшествия, потерянность — практически ощутимы лично; я и не вспомню, где в книге с фантастической составляющей, рассчитанной на такую же целевую аудиторию, было бы уделено такое внимание чувствам персонажа)

Главный герой заражает читателя своим отношением к куклам: сначала они ему неприятны (и есть за что), и ты со-чувствуешь это с ним; понимая, что к куклам по прежнему относиться не сможешь, в кукольный театр не пойдёшь (прежде не ходил, не хотел) —

а потом вместе с героем подчиняешься миражу, попадаешь в мерёжу расставленную куклами: и вовлекаешься.

Главы от первого лица перемежаются с главами от третьего: посмотришь на героя максимально близко, изнутри; затем чуть со стороны — такая перемена каждую главу. И сменяет вторая половина книги первую: вот близкий и понятный герой на небольшой, ограниченной территории — и вот он отдалившийся от нас (но мы его всё равно поддерживаем), отдалившийся от привычного города; перемещающийся уже в масштабах страны —

от отца в наследство осталась несобранная коллекция кукол из пьесы "Серая мельница"; коллекция требует завершения; в Крапивинске оставшиеся не найдутся — нужно поездить.

(в текст вплетаются другие книги Дарины Стрельченко: где могли бы стоять проходные настоящие названия, или ещё более проходные вымышленные — там оказываются названия других произведений автора; или чуть дальше имя персонажа отсылает к другому произведению; а вот один из героев нативно цитирует рассказ, о чём даже оповестит)

Куклы подчиняются Олегу-кукловоду, ловятся Олегом-куклоловом — и кукловод-Олег водим куклами, куклолов-Олег пойман куклами: и читатель с ним.

___

Ближе к концу приводятся отрывки одной из сцен "Серой мельницы", в ней Мельник разговаривает с Изольдой — эти отрывки написаны восьмистопным хореем: самое известное произведение языка, этим размером написанное, это "Волшебная скрипка" Гумилёва —

и тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело.