Больше рецензий

7 мая 2023 г. 00:46

237

3.5

"Вечная жизнь смерти" - книга, завершающая космическую трилогию, повествующую о судьбе человечества в условиях контакта с другими цивилизациями (если не считать четвёртой книги от Баошу, которое хоть и фанфик, но признанный Лю Цысинем).

После окончания второй части я был так воодушевлён историей, что почти сразу приступил к прослушиванию. Ещё и Игорь Князев рекомендовал её как самую динамичную. Что могло пойти не так?

Первые сомнения во мне зародились с самого начала. После линейной в хронологическом плане второй части, Лю Цысинь совершает прыжок в прошлое, а если быть точнее - в Средние века. Сама по себе зарисовка выглядит занятной и, как потом окажется, связанной с основной идеей романа. Но воспринимается это как шаг назад, как желание впихнуть черновую зарисовку, которая, по факту, никуда не ведёт.

Сама же история тоже делает небольшой шаг назад относительно финала второй части и возвращает нас примерно в наши дни. В момент, когда об угрозе трисолериан уже стало известно, а вот стратегия борьбы выбрана ещё не была.

Здесь снова вступает в игру вкусовщина, но лично мне совсем не нравятся такие приёмы. Это как в "Мессии Дюны": из ниоткуда появляется новая космическая цивилизация, оказывающая невероятное влияние на происходящее. Они оказывается всегда были, нам просто в первой части об этом не рассказывали.

Здесь немного не так. Нам рассказывают о программе "Лестница" отменённом проекте спасения человечества, созданном примерно в одно время с проектом "Отверженными" - центральным проектом из второй части. С одной стороны, появление такого проекта вписывается в общий лор и не ломает основы основ. Но воспринимается как очередной сюжетный костыль.

Несмотря на это, история рассказывается интересная, динамика понемногу начинает набирать обороты, третья часть начинает рассказывать о событиях после финала второй. И это самая лучшая часть романа. Эволюция человечества, мирное сосуществование, почти полное вымирание, почти случайное спасение. Прошла только половина книги, а тут такое творится. Я подумал: "Как Лю Цысинь сможет разогнать или продержать её в таком же темпе до конца? Это же будет легендарно!"

Как-как. А никак, он и не стал этого делать. Потому что, дальше что-то сломалось. Нет, формально события становятся всё глобальнее, временные скачки всё больше, а угроза гибели всё реальнее. Вот только плотность повествования значительно снижается, каждому последующему временному периоду уделяется всё меньше... хм...времени. Мазки художника становятся всё более широкими, превращая весь рисунок в одно большое пятно. Удобно, если не знаешь как свести разные сюжетные линии в одну. От этого финальная часть, которая должна сносить мозг (кому должна?) начинает вновь напоминать черновые зарисовки.

Да, можно сказать, что книга никому ничего не должна, что нас сознательно помещают в созерцательную позицию, в место, где можно успокоиться и обдумать масштаб происходящего. Но почему же финал выглядит так нелепо?

Впрочем, проблема здесь не только в финале. Я вынужден присоединиться к массовому непониманию и неприятию главной героини. Чэнь Син. Всю книгу она оказывается в гуще событий, она оказывается в ситуациях необходимости принятия решений, от которых зависит судьба человечества. И каждый раз она принимает решение в пользу любви/непротивления. И каждый раз последствия её выбора оказываются катастрофическими. Да, в общей временной линии её решения имеют не самый плохой исход. И в конце нам пытаются оправдать её выборы как выборы в пользу любви, как желание нести добро и свет вопреки надвигающейся тьме, как невозможность одному человеку решать судьбу человечества. Всё это звучало мило и трогательно, если бы в каждой ситуации выбора не находился другой герой, берущий ответственность на себя и идущий против выбора Чэнь Син. На протяжении всего романа, в каждой ситуации.

Как итог, финал большой истории оказывается на удивление... скучным, лоскутным одеялом из собственно третьей книги и идей для ещё одной-двух частей. Как будто автор устал от собственной вселенной и решил её утрамбовать. Третья часть обладает достоинствами, в ней есть интересные сюжетные ходы, яркие персонажи и напряжённые сцены, но выглядит слабее предыдущих частей и оставляет горький вкус разочарования от всей серии. Увы.

Впрочем, всё равно хочется сказать спасибо Лю Цысиню за огромное путешествие. "Тёмный лес" навсегда останется в моём сердце.


Текст в Telegram