Больше рецензий

EvrazhkaRada

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2023 г. 00:19

567

4

Новежский писатель Ян Хьерстад написал, что "Голод"- это «первое произведение в мировой литературе, где самосознание является главным героем" и  с этим полностью согласна. Удивляет, что это первый роман Гамсуна: настолько зрелым кажется произведение, настолько продуманным. И в первом же произведение он вводит "stream of consciousness-teknikk" (прием потока сознания), который сыграет огромную роль в истории современного романа.

У главного героя, имени которого автор сознательно не называет (но мы знаем, что роман во многом автобиографичен, потому мысленно я называю молодого человека именем Кнут), четко прослеживаются два вида голода: самый первый и самый важный - это голод физический. И второй - голод духовный. Они тесно связаны друг с другом. Когда живот сводит судорогой, перед глазами все плывет, не может быть радостных мыслей. Физический голод перетекает в духовный, главный герой понимает, что сам во многом виноват в своём настолько невыгодном положении: например, выбрал не ту профессию, слишком годр, не умеет принимать помощь, вспыльчив и склонен совершать необдуманные поступки. В конце, к моей радости, он принимает решение наняться матросом. Уверена, это спасет его как минимум от физического голода, а там, окрепнув, душевное равновесие само собой восстановится, главное, с непривычки не свалиться за борт)))

Герой романа практически ежедневно находится на грани истощения от голода, а психика его в пограничном состоянии. Нет, он не сумасшедший,  потому что не смотря на полуобморочное состояние, отдавленные колесом пальцы, стружки и камешки во рту, дабы заглушить голод, совесть его жива, она не дремлет. Мы это видим по тому, например, что когда молодой человек присваивает сдачу от тех денег, которые он не платил, он, не смотря на то, что потратил их все, приходит с агрессивной покаянной к продавцу (вот гордыня героя феноменальна и поразительна!).

Вначале, когда я еще и половины романа не прочла, меня посещали мысли, наподобие таких: "Ах, бедный, его талант не признают! Он же, наверное, гениальный писатель!". По мере прочтения я начинала осознавать, что человек просто не на своём месте или ПОКА не на своём месте, оттого и все беды (может не все, но многие). Он возомнил себя великим писателем и считает, что надо только дождаться вдохновения, но ведь писательство - это в первую очередь огромный труд, а не вспышки озарения (они имеют место быть, не спорю!). И  если бы он устроился тем же юнгой еще вначале романа... не было бы и самого романа и галлюциногенного голода.

P.S. В статье "Психологическая литература" Гамсун пишет: «Я хочу создавать своих людей, как я ощущаю их, а не как предусматривает позитивизм; я хочу заставлять моего героя смеяться тогда, когда просвещенные люди думают, что он должен плакать». Это многое для меня объясняет в его романе. Мне еще предстоит в ближайшее время прочесть его "Трилогию об Августе"... интересно, будет ли так же мрачно?

Прочитана в рамках игры "Долгая прогулка"