Больше рецензий

10 мая 2023 г. 10:41

156

3.5 Спойлер Моральные дилеммы выживания

Роман, в котором всё не то, чем кажется на первый взгляд.

Первые две трети "Корпус-3" отлично маскируется под space survival horror в духе "Dead Space" в декорациях корабля-ковчега. Ничего не зная, не помня и даже не до конца осознавая самого себя, человек без имени просыпается посреди непонятно чего, выпадает из криокапсулы - и тут же вынужден бежать, пускаясь в одно бесконечное и ужасно неприятное путешествие. Ему необходимо искать еду, воду, неплохо было бы разжиться одеждой, а посреди этого ещё выловить куски информации и понять наконец, кто он вообще такой.
Где-то главы две спустя он оказывается Учителем, что не слишком проясняет ситуацию, потому что учить в окружающей обстановке просто некого. Все, кого Учитель встречает по дороге, или хотят его сожрать, или сами уже всё знают, поэтому ему остаётся только созерцать органическую фантасмагорию, упорно двигаясь вперёд. Там он наконец находит тех, кто умеет разговаривать и может поведать что-то связное.
И вот в последней трети романа триллер из замкнутого и очень агрессивного пространства переходит в такое же замкнутое, но почти дружелюбное, перестаёт быть триллером и мутирует в социальную фантастику про глобальные вопросы человечества и человечности.

Читается легко, особенно в начале: простой язык, много действия, постоянное ощущение тревожного напряжения, я вообще какое-то время подозревала, что это книга по какой-то незнакомой мне игре, потому что ну очень знакомый флёр. К концу автор несколько увлекается размышлениями с поиском ответов о смысле существования и прочей метафизикой, завёрнутой в дневниковые записи, но, поскольку роман небольшой, она не успевает утомить до того, чтобы стало совсем тоскливо.

Из неприятных лично мне особенностей повествования - сюрреалистичность, которая достигает своего апофеоза в сцене встречи Учителя с Матерью, где они долго, но бесцельно обмениваются любезностями. Надо приложить немало усилий и фантазии, чтобы за всем этим калейдоскопом лишних конечностей, мифологических отсылок на Артемиду Эфесскую, внедрённых воспоминаний ложной личности и прочей мишуры понять, что, собственно говоря, автор хотел сказать.
Что характерно, до конца так и не удаётся. То есть да, понятно, что есть старое человечество, есть новое, и они друг другу не нужны. Но вот, например, загадку из серебристого призрака, который периодически мерещится Учителю, я так и не разгадала. И где-то вроде даже есть пояснение, что это было, но я его так и не осмыслила.

Вдобавок в книге есть откровенное 18+ с убийствами, расчленениями и картинами кровью на стенах в качестве подсказок, и оно не то, чтобы мешает, просто кажется иногда как бы добавленным ради себя самого, чем снова возвращает ощущение игровой вселенной в текстовом описании. По-моему, от немалой части беготни по корпусам, созерцания искалеченных трупов и уворачивания от загребущих когтистых лап можно было бы избавиться без потери сюжетной целостности, ну да ладно.

Хорошее фантастичное тут тоже в наличии.

Как минимум, Бир отошёл от довольно спорного, с моей точки зрения, взгляда на корабли-ковчеги с человеческим экипажем, просто живущим много сотен, а то и тысяч лет на борту, и вместо этого вполне логично представил корабль-фабрику, который по прибытию на место должен отпечатать на 3D-принтере всё, что пригодится, от человеческих эмбрионов до комбайна. Производственный цех, правда, под управлением двух противоположных лагерей совсем рехнулся и начал печатать не совсем то, что хотелось бы, включая чудовищ и галлюцинаций, но тут уж что поделать.

В единое целое сюжет складывается только уже в самом финале, и на самом деле он не такой уж и новаторский, просто хитро завёрнут в антураж необходимости выжить, за которой по началу герою просто некогда думать о высоком.

Собственно,
человечество отправило к звёздам корабль, в чей генетический банк запихнуло всё сколько-нибудь полезное, в надежде, что от умирающей (вероятно) Земли хоть что-нибудь останется вот там вдали, и вид не вымрет. Главный идеолог и биологический специалист проекта, которую без затей решили поименовать Матерью, готова на любые жертвы, включая экстерминатус всей чужой планеты, чтобы поселить туда будущих людей. Звезда выбрана, ковчег бодро мчится к ней на всех ледяных выхлопах.
Но, как всегда, что-то идёт не так, и весь гениальный план рушится, потому что часть экипажа не может согласиться с геноцидом других форм жизни даже ради всего человечества. Драма, трагедия, междоусобная война длиной в сто лет в замкнутом пространстве посреди пустого космоса. Как итог, корабль наполовину поломан, на оставшуюся половину - умирает, и во всём этом безумии продолжается унылый конфликт между Матерью и штурманской группой.
И вся компания, которая бегает по кораблю между остывающими помещениями, уворачиваясь от чудовищ, на самом деле - последняя попытка совестливой части человечества выиграть, собранная на коленке из останков генетических баз данных. Они крадут некоторое количество "чистых" младенцев, в которых не успели впечатать никаких моральных ориентиров, и сбегают подальше от Матери, на всю жизнь оставшись запертыми в штурманском отсеке.
Тяжёлый выбор, куда лететь и какую цену они все готовы заплатить за новый дом, перекладывают на плечи нового поколения.
По эпилогу выходит, что новое поколение вроде как даже осилило: и звезду нашли, и ничью цивилизацию не угробили. Наверное.
свернуть

Идея, лежащая в основе романа, мне показалась вполне интересной: Бир представляет читателю ситуацию, в которой инопланетные захватчики, стремящиеся к тотальному уничтожению чужой жизни - это люди. Массовая фантастическая культура в разных формах часто представляла нападение на Землю, с которым приходилось героически бороться, но исключительно редко - нападение Земли на далёких соседей с целью полного контроля доступных ресурсов.
И вот в конце читатель остаётся наедине с философским вопросом: как далеко следует заходить человечеству в попытках самосохранения. У Бира человечество в конце концов выбирает в моральной дилемме тот ответ, который диктует совесть, но, строго говоря, подробностей, почему всё-таки те воспитанные самостоятельными новые люди решили именно так, нет, и надо додумать самим.

В целом, мне книга скорее понравилась, хотя я и нахожу её несколько вторичной. Про проблематику человеческой совести во всех её вариациях куда обширнее написал Уоттс, и его видение мне представляется не только более проработанным, но и более близким. Плюс вся эта фантасмагория с прятками от чудовищ мне не очень заходит, но в качестве некоторого разнообразия на один вечер - неплохо. Здорово стимулирует воображение, потому что некоторые описания конфигурации местной фауны невозможно представить ни с первого раза, ни со второго.