Больше рецензий

10 мая 2023 г. 15:36

81

5 Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева как русская идея

Это единственная книга, которую я купил 3 или 4 раза – 3 книги подарил, электронную в итоге прочитал. Так что о моём отношении к книге и автору вы можете догадаться заранее, но я постараюсь заинтересовать вас ещё больше.

«Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева» начинается как история части старообрядцев, эмигрировавших в Китай, затем в Латинскую Америку, т.е. эдакие этнографические заметки. Затем перерастает в семейную сагу с элементами магического реализма, которую автор внезапно возвращает в суровую реальность. И заканчивается многоточием, потому что автор жив и, кажется, вновь приехал в Россию.

И вот этот постоянный переход из реальности в магию, из материального в духовное и снова в реальность – та самая русская идея, точнее её суть или душа, если угодно. Благодаря этой духовной помпе за счет механической энергии душ сограждан наш русский насос накачал великую литературу и драматичную русскую историю.

Даниле в материальном грустно и тоскливо, в духовном – голодно и не хватает силы духа, потому что слаб человек. Русскость Данилы Зайцева в Латинской Америке выпирает как шампиньон из асфальта, потому её удобно разглядывать, сравнивать со своей и пытаться снова пристроить её к животным, растениям или исследовать как отдельное царство.

Но давайте вознесемся в духовное, в сюжет книги, и я постараюсь обойтись без спойлеров. Автор «Повести и жития…» в школе не учился, написана книга на своеобразном говоре со специфической орфографией, как будто писал ребенок. Данила в каком-то смысле сохраняет наивный взгляд на мир – легко ввязывается в новые проекты и авантюры в поисках лучшей жизни.

Семья Данилы постоянно переезжает с места на место, из-за этого не успевает нажить какого-то солидного богатства или капитала, но ближе к середине книги вместе с семьёй его брата наконец обретает хороший дом, достаток и мир. Тут вступает в силу безжалостный механизм русской души Данилы в виде магического реализма, благодаря чему через некоторое время он с семьёй брата и последователями оказывается в джунглях, вдали от цивилизации, в поисках абсолюта. Дальше происходит ожидаемый, но всё равно неожиданный сюжетный поворот, и становится ясно, что Данила Терентьевич Зайцев вовсе не так прост, как хочет казаться. В общем, болезни и голод возвращают общину Зайцева снова в суровую реальность, снова в поиски лучшей жизни.

Возвращаясь к русской душе – Данила расставался с женой и уезжал к родственникам в США. Там он сошелся с американкой и был спокоен и счастливо влюблён. Кажется, впервые в жизни, на пятом десятке у него был хороший секс с любимой женщиной. Его уехавший в США сын – самый успешный из 11 его детей. Конечно, после он вернулся к жене и детям в Латинскую Америку.

Данила продолжает традицию автора первого русского автофикшна, Протопопа Аввакума, но, как настоящий современник, мучает себя сам, а русского средневекового бога ищет в современной Латинской Америке и в современной России. Как писатель Данила безжалостен к себе и показывает свою слабость, своих более успешных родственников, постоянные ссоры с ними. Он сам, жена и дети страдают от депрессии и ходят к психотерапевтам. Он довольно много читает. Верит в теории заговора, считает, что скоро будет апокалипсис и спастись можно только в России.

После книги я понял, что широта русской души – это ещё и невозможность сконцентрироваться на малом. Например, делать успешную франшизу магазинов фермерской продукции в Аргентине вместо деревни-общины для всех старообрядцев Латинской Америки – примерно на этом кончается книга. Из фильма «Редакции» и из Википедии я знаю, что в 2022 году Данила Терентьевич Зайцев снова вернулся в Россию. Пожелаем ему удачи и ещё несколько глав в его житии.

9 из 10, потому что книга обрывается внезапно и немного сумбурно.

Источник