Больше рецензий

12 мая 2023 г. 11:08

194

4 "То, что капитализм называл чудом, оказалось всего лишь бухгалтерией."

Бодрая социальная фантастика ближнего прицела с налётом апокалипсиса. Намешано понемногу всего: детектива, боевика, киберпанка, сверху украшено биотехнологиями и человеческой подлостью.
Её, правда, тут в избытке, и вообще порой возникает ощущение, что это константа всех человеческих - и нет - решений, я за время чтения сбилась со счёта, кто кого и сколько раз успел предать.

Глобальный сюжет эксплуатирует известную теорию заговора, что населения на Земле уже сейчас слишком много, а в будущем станет ещё больше, и есть обладающие огромными ресурсами и гигантским влиянием люди, по возможностям приближающиеся к полубогам, которые очень хотели бы сократить это количество. И у них сначала будто бы даже получается, но потом всё ожидаемо сворачивает куда-то не туда, потому что на самом деле пожар контролировать очень сложно, и вспыхивает всё вокруг, даже то, что не планировалось поджигать.
Вся планета, балансируя на грани смертельного ужаса, в едином порыве сходит с ума.
Несмотря на то, что процесс деградации общества и обрушения социальных институтов выписан у Панова несколько гипертрофировано, в целом такое развитие событий, к сожалению, кажется правдоподобным. Мне кажется, автор не очень верит в человечество, и у него есть для этого причины.

Описанное общество иронично само к себе, и в какой-то момент я перестала понимать, насколько всё описанное серьёзно: принудительная смена гендера ради "достижения счастья", потому что институту толерантности виднее, частные бандформирования в роли местных правоохранительных органов, которые почти справляются, полностью свободный наркотрафик, бесконечная коммуна свободной любви имени хиппи, где все всё равно несчастны и одиноки, и постоянное подключение к сети через умные очки, чтобы полностью замаскировать реальный мир.

Киберпанк, который мы не заслужили, но другого у меня для вас нет, что говорится.

Главной интригой всего романа я бы, пожалуй, назвала личности всех персонажей: многие временные линии перепутаны между собой и подаются нелинейно, причём очевидно это становится не сразу, и неясно, кто кому кем приходится. Мне не всегда такой приём нравится, но здесь было занятно, и никак не обозначенные флешбеки неплохо играют и на общее нагнетание тревожной атмосферы, и на раскрытие полновесного безумия у каждого участника.
Здоровых ментально персонажей, по-моему, тут нет: все или фанатики, или психопаты, или совмещают в себе эти чудесные характеристики с употреблением веществ, расширяющих сознание, в довесок. Периодически на этом фоне все ловят галлюцинации, озарения и нервные срывы. Иногда единовременно.
Лично ни с кем из участников встретиться бы не хотела (разве что с Манином, который в силу физиологии явно самый уравновешенный), но наблюдение за этим калейдоскопом взаимной ненависти и самоуничтожения захватывает, не отнять.

Главным - и едва ли не единственным неоспоримым - итогом всего безумия является посаженная Орком в умы широкой общественности идея, что наглядно показано в эпилоге. И идея - страшнее вируса, потому что от идеи нет ни вакцины, ни противоядия.
Остатки человечества теперь вряд ли вернутся к стагнирующему благополучному существованию.

Роман хорошо сочетает активное действие с социальным комментарием, в части глав через отвлечённые рассуждения или диалоги персонажей автор явно подаёт своё видение грядущего будущего, и оно, как можно догадаться из названия, не особенно радужное. Я бы не назвала этот футурологический прогноз сильно уникальным, многие идеи были задолго до "Аркады", но он определённо заслуживает внимания, потому что хорошо проработан и описан.
Много фундаментальных рассуждений о природе вещей: от того, что есть идея счастья и что оно не должно быть полностью достижимо, иначе утратит смысл, до вреда стабильности на масштабах всего мира. Не со всем из написанного я согласна, но есть абсолютно великолепные находки; меня очень впечатлило, например, введённое автором понятие "funny", состояние искусственно демонстрируемой радости, потому что иначе человек неблагонадёжный, и его надо срочно полечить.

Самую суть романа, по-моему, идеально описывает цитата из обожаемого мной романа Бэнкса:

Джихад должен расширяться, чтобы не стать бессмысленным.

А смысл; смысл его каждый себе придумывает сам, потому что рассказать, что надо думать, уже некому.

Меня порядком раздражали разве что постельные сцены, потому что их изрядная детализация, честно говоря, не очевидна в своей цели, сюжетные повороты сработали бы и без этих многостраничных описаний. Что забавно, тщательно описанным сексом изобилует только первая треть книги, потом он стремительно исчезает из повествования, оставляя только небольшие упоминания, кто с кем остался на ночь.
Романтические линии, которые просто выглядят искусственно и "чтобы было", можно было бы скинуть в утиль, книга бы только выиграла, заработав пару очков правдоподобности. Каким-то странным образом автору удалось сочетать романтическую чушь о великой любви с первого взгляда и злобненьким цинизмом по отношению к общественной жизни, и периодически эти противоречивые трансляции мне прямо мешали.
Мне увлекательнее было следить за той частью повествования, когда сюжет уже разогнался как следует, и от личных драмочек перепрыгнул на глобальное расследование и длительный забег по обломкам цивилизации.

Я никогда прежде фантастику Панова не читала, знала его только по фэнтези, и знакомство вышло увлекательным. "Аркаду" точно буду читать дальше, интересно, каких ещё мировых вызовов автор насыплет для цивилизации, которая явно убилась о Великий Фильтр и в лучшем случае откатится назад только на пару ступеней, а не к самому подножию.