Больше рецензий

Iriya83

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 мая 2023 г. 21:29

111

3.5 "Выбери мелодию и заставь врага плясать под нее." (с)

Несколько лет назад в мои руки попала книга "Стая воронов" на тот момент абсолютно неизвестного мне автора - Скотта Одена. Вопреки ожиданиям я оказалась в восторге от прочитанного. До сих пор помню потрясающее описание финальной битвы при Клонтарфе, которая проходила под аккомпанемент пения медных горнов, барабанный бой и пронзительные звуки волынки. Я прочитала роман на одном дыхании и с нетерпением ждала продолжения истории о великом и ужасном Гримнире. Однако "Сумерки Богов", увы, не произвели на меня должного впечатления.

На этот раз действие происходит в тринадцатом веке в период Северных крестовых походов. Писатель переносит нас в далекий 1218 год от Рождества Христова на земли Вороньих гётов Храфнхауга, почитающих могущественных асгардских богов во главе с Одином. Как раз сюда и направляется крестоносец Конрад Белый, движимый непреодолимым желанием выжечь иноверцев. На тот момент господство Пригвожденного Бога поглощало мир и его воздействие уже давало свои плоды - магия, пропитавшая древние земли, почти исчезла. И все же здесь последователям Нового Бога пришлось столкнуться с неожиданным противником - Жизнекрушителем, Предвестником ночи, сыном Волка и братом - Змея... Гримниром! Именно он встал между поющими псалмы ордами и северянами-язычниками. Кто окажется сильнее, не ясно. Однако древнее пророчество предрекает - в противостояние может вступить погребенное в землях гётов нечто, которое проснется от крови убитых.

"Волк сразится с Волчицей в тени Ворона;
Век топора и век меча, когда День перейдёт в Ночь.
И сыновья Имира будут плясать, когда Гьяллархорн
Ознаменует гибель народа Пригвождённого Бога."

Если предыдущая часть цикла была потрясающей смесью будоражащего темного фэнтези, магической мифологии и исторической прозы, то это произведение оказалось не таким запоминающимся. Несомненно, автор проделал огромную работу и вновь внедрил в свое творение интересные материалы. Однако, если быть далеким от скандинавских саг, легенд о доблестных крестоносцах и древнеанглийских эпосов (таких, например, как "Беовульф"), которыми, несомненно, вдохновился Оден, то роман покажется местами абсолютно пустым и неинтересным. Особенно тем, кто подробно интересовался распространением христианства. Потому что перед нами - мелкомасштабная история, сосредоточенная на небольшой территории юга современной Швеции близ озера Венерн.

"Каково это - наступать на плащ Смерти. Люди оживают больше всего в тот момент, когда находятся на волосок от конца."

Как читательница, которая любит полностью погружаться в сюжет, я не смогла проникнуться содержанием книги, оставаясь на задворках описываемого и постоянно испытывая легкую скуку. Она оказалась для меня посредственным произведением, нисколько не выделяющимся среди серой массы ранее мной прочитанных. Да простят меня пылкие поклонники "Сумерков Богов", которые видят его по-иному. И все же роман может порадовать книголюбов, хотя бы в качестве разнообразия их читательской жизни. Он хорошо написан и позволяет представить мир XIII века. Это время богов и монстров, магии и огромных общественных потрясений. Автор украсил текст подробностями о культуре и быте отдельно взятых представителей язычества того времени, наделяя тем самым свое творение некой атмосферностью.

"Заставь их слушать. Твой клинок не угроза, глупец. Это обещание!"

Образы основных действующих лиц также не произвели на меня никакого впечатления. Почитателей Гримнира вынуждена огорчить - здесь ему уготована лишь второстепенная роль. Мрачная эпопея Глашатая смерти из первой книги превратилась в историю совершеннолетия молодой представительницы Вороньих гётов. Именно образ девушки по имени Диса, которая и является главной героиней этой книги, был тщательно проработан писателем. Она боевая жрица, носительница священной руны Дегаз, способная победить буквально любого опытного воина после нескольких месяцев тренировок. Диса импонирует каждому встречному, и даже Гримнир - ярый ненавистник всего человечества - мгновенно проникается к ней симпатией и становится для нее почти отцом (пробив ей предварительно несколько раз череп).

"Ты можешь быть пешкой в их игре или королевой - в своей. Осталось лишь решить, по каким правилам ты играешь и что ставишь на кон."

Представители Нового Бога - священник Конрад Белый и его друг отец Никулас - выглядели одномерно, остальные же персонажи лишь заполняли собой сюжет. Что касается динамики, то на протяжении всего повествования она была неоднородной. Неспешные расхаживания с описаниями жизни и межличностных отношений в небольшом поселении язычников переходили в стремительное кульминационное сражение, которое закончилось... открытым финалом. Хотя абсолютной неопределенности относительно борьбы богов Асгарда против Белого Христа, конечно, нет. Все можно найти в исторических документах. А вот дальнейшая судьба Гримнира оказалась под знаком "вопрос". Уважаемые читатели смогут узнать ее лишь в продолжении. Вопреки тому, что "Сумерки Богов" не оставили в моем сердце неизгладимый след, следующую книгу цикла я буду ждать.

"Услышь меня, Отец Локи! Я, Гримнир, не успокоюсь, пока Нидхёгг не окажется под моим клинком!"

В качестве эпилога:

"Каждый проклятый день я хожу по окраинам Гётланда, через леса и болота, холмы и лощины, убиваю каждого встречного и оставляю их головы другим прохожим. Эти черепа рассказывают историю о диком народе, о вас, Вороньих гётах, которые заставляют ссаных шведов и вонючих норвежцев дважды подумать перед тем, как совершить набег на эту землю! Я убиваю и убиваю, и это благодарность? Ты угрожаешь мне, угрожаешь моей жрице и посылаешь вооруженную толпу нарушать древние договоры? Фо! Назови хоть одну причину, почему я не должен убить тебя на месте."

Всем добра!