Больше рецензий

27 февраля 2014 г. 19:08

443

3.5

Во времена, когда злодеи были коварны и просты, как 2 су одной монетой.
Во времена, когда проститутки были красивы как ангелы и невинны, как агнцы.
Во времена, когда одного доброго слова хватало, чтобы растопить суровейшие из сердец, обратим мы наш циничный взор.

Это милая и прелестно-приторная книга о нелегких судьбах обитателей парижских трущоб, об алчных и бессердечных преступниках, о благородных и отзывчивых аристократах. Замечательный образчик романтического жанра, прекрасный пример незамутненности и простоты.
Это совершенно неправдоподобная книга. От первого до последнего слова жизнь тут показана не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой хочет ее видеть автор. Эжен Сю не отказывает себе в морализаторстве, и если поначалу нравоучения выглядят более-менее завуалированными, то ближе к финалу они прописываются прямым текстом. Писатель поведает читателю о своих взглядах на французскую систему уголовных наказаний, на воспитание детей, на медицину и финансы. И в каждом случае подытожит и уточнит, что же нужно исправить всем нам, то есть всем им, французам 19 века, чтобы зажить в мире, гармонии и любви. Полтора столетия спустя приходится признать, что к советам мсье Сю французские граждане, увы, так и не прислушались.

Должно быть, читатель 19 века остался доволен "Парижскими тайнами". Здесь приключения сменяются загадочными происшествиями, и неожиданные открытия следуют одно за другим. Здесь все обязательно кончается хорошо для хороших героев, и плохо - для плохих. Никаких полутонов, только черное и белое. Писатель не предоставляет нам ни малейшего шанса поразмыслить, он разжевывает сюжет, то и дело уточняет свои мысли, прямым текстом указывает на разгадку той или иной истории.
И, если для 19 века такой подход, возможно, был удачным, то читателю в веке 21, оказывается, совершенно нечего вынести из данного романа. Избалованные хорошей литературой, мы ищем полутона, намеки и недосказанность. Ищем свежесть, интригу и непредсказуемый финал. Мы хотим размышлять, а не получать готовые ответы. И в наши дни роман Эжена Сю выглядит не увлекательным и талантливым произведением, полным любви и приключений, а, скорее, устаревшей и абсолютно предсказуемой книгой, каждый сюжетный ход которой не составляет труда предугадать заранее.

Но было бы несправедливо называть этот роман плохим. Он соответствует своей эпохе, и только. Да, выдержать испытание временем - значит доказать свою состоятельность, и с этой точки зрения к "Парижским тайнам" есть ряд вопросов. Но на этих страницах мы встречаем отражение целого поколения, того, которое с головой погружалось в приключения Родольфа, которое проливало слезы над несчастной судьбой Певуньи, которое искренне и наивно верило в торжество справедливости и в маленькие чудеса.
Роман Эжена Сю устарел и потерял своего читателя, но в нем осталась эпоха, с ее чаяниями, убеждениями и разочарованиями. Остался целый исторический пласт, временами довольно любопытный. А это не так уж и мало.

Комментарии


И это правда, когда нет полутонов, становится менее интересно, исчезает гибкость персонажей.


Но меня это скорее умиляло в данном случае. Как-то так всё глуповато и искренне))