Больше рецензий

25 мая 2023 г. 22:19

250

3 Пусть всё так и останется

Для человека, идущего путем духовного развития, одним из самых важных обретаемых достояний является умение отличать истинную духовность от всего остального. Очень жаль, что Роберт Свобода ею не обладает.

Ни в одной из написанных рецензий к этой книге на сайте сообщества я так и не встретил такого простого вопроса: зачем рассказчику, которого представили нам как выдающегося йога, потребовалось столько слов и болтовни, чтобы его ученик слепил из этого целую книгу? Разве мудрецу Патанджали не было достаточно всего двух афоризмов, чтобы выразить суть йоги полностью:

1. йогаш читта вритти ниродха
2. тада драштух сварупа 'вастханам

Тогда зачем столько слов? Где и в какой религии многословность и болтливость свидетельствовала о большом уме и высокой самореализации?

Но даже если не учитывать этот фактор, и допустить, что Вималананда, подобно Шри Раджнишу играет роль трикстера для западного общества, то придётся все равно признать, что даже тому же ОШО он в подметки не годится. Потому что при всей своей болтливости, ОШО действительно был мистиком и йогом. Он понимал, что большинство индусов и людей запада болеют каждый - своими собственными болезнями, порождёнными их же предрассудками, и разницы в них особо нет.

Большая часть историй из этой книги не более чем отражение специфического склада ума индийского общества, его представлений о духовной жизни и психологических шаблонов. Лучше всего это видно на примере истории жизни Рамакришны в книге Кристофера Ишервуда. Подавляющее большинство родившихся в Индии не могут выйти за пределы этих странных склонностей, как например их острая потребность видеть бога в своей повседневной жизни и иметь с ним непосредственное общение, что для нас покажется скорее психическим заболеванием, чем проявлением духовности. Но бывают и исключения.

Рецепт современного коктейля для одурманивания поверхностных обывателей прост: взять как можно более сочные краски, замешанные на палитре страстей, привязанностей, похоти, страхов и отвращения, приправить их заумными фразами о карме, о чакрах, энергиях и мироздании, и выдавать басни из сборника Панчаратры или Хитопадеши за великую мудрость осознавшего себя гуру. Глупым обезьянкам, незнакомым с серьезными трудами и писаниями Индии этого будет больше чем достаточно, чтобы уверовать в нового мессию.

Книга начиналась довольно интересно и у меня было ожидание встретить здесь подробный и качественный разбор разных аспектов тантрического учения. Но не тут-то было. Роберт Свобода превратил её в банальный монолог своего учителя, даже не проведя грамотного разбора его словарного потока, традиционно уверовав в его безупречность и исключительность. Скольких людей это раболепство перед псевдо гуру, как в Индии, так и за её пределами, довели до сущего кретинизма, не счесть числа. И традиция эта также паразитирует на духовном наследии Индии, как монотеистические религии на всем остальном мире. Ну что ж, пусть всё так и остаётся.