Больше рецензий

27 мая 2023 г. 10:51

346

5 Библия для начинающих сценаристов

По версии К. Воглера, у каждого успешного фильма в сценарии есть определенные точки сюжета, которые разбиты на 12 стадий путешествия и персонажи, отыгрывающие специально предназначенные для них роли по архетипу. Если правильно сочетать стадии путешествия с появлением архетипов в сценарии, то получаются картины, которые номинируются на Оскар и вызывают у зрителей положительные эмоции.

В этом отзыве я очень кратко опишу основные архетипы и стадии путешествия из книги, чтобы вы смогли понять, нравится ли вам концепция К. Воглера и сможете ли вы по ней работать. Начнем с архетипов:

1. Герой - следуя из названия архетипа, это и есть протагонист фильма. С психологической точки зрения, герой олицетворяет эго. С драматической - он открывает зрителю окно в мир основных событий. Герой должен постоянно что-то узнавать или развиваться. Также важны его поступки, чтобы было видно развитие героя.

2. Наставник - в эту группу входят все персонажи, которые дают ценные советы герою, обучают его или наставляют. С психологической функции наставник - это тот персонаж, который ближе всего к миру героя. Пример: Оби Ван Кеноби, который дарит меч Люку Скайуокера. В редких случаях наставником может быть и совесть героя.

3. Привратники - это первое испытание, с которым должен столкнуться герой. С психологии - это может быть все угодно: душевные раны, дождь, враждебно настроенный человек.

4. Вестник - те персонажи, которые бросают вызов герою для появления перемен в его жизни. Они будоражат героя и стимулируют развитие сюжета.

5. Оборотень - задача такого персонажа, вызвать сомнения у героя в его цели. Это может быть и предательство, и измена, и сомнения в любви.

6. Тень - цель тени, бросить вызов герою и быть достойным противником. Тень может быть провокатором, в лице определенного персонажа, а может быть и воспоминанием, которое может превратить героя в монстра.

7. Союзник - все персонажи, которые являются герою другом или положительной эмоцией, такой как смех.

8. Плут - говоря проще, это шутник или комический персонаж. Такие персонажи разряжают атмосферу в сюжете, помогают спуститься герою с небес на землю и в целом довольно веселые ребята.

Переходим к стадиям путешествия:

1. Обыденный мир - начало путешествия, когда герой из повседневной жизни попадет в особый мир или задумывается о ситуации, в которой хочет очутиться. Пример: смерч в Волшебнике из страны Оз, который переносит героиню в другую локацию.

2. Зов к странствиям - первые проблемы в новом мире. Когда герою сообщают плохую новость или он сам ее чувствует на ментальном уровне. Пример: принцесса Лея, когда обращается за помощью к Оби Вану Кеноби.

3. Отвержение зова - когда персонажа одолевает страх. Все только начинается и еще не поздно вернуться домой. Пример: Люк, который отказывается от предложения Оби Вана Кеноби.

4. Наставник - появление наставника и подготовка героя к тяжелым испытаниям. Пример: Оби Ван дарит световой меч Люку.

5. Преодоление первого порога - герой преодолевает первое препятствие и несется к дороге приключений. Пример: Дороти из Волшебника в стране Оз, когда вступает на дорожку из желтого кирпича.

6. Испытание, союзники, враги - после преодоления первого препятствия, у героя появляются друзья. Обычно герой заходит в какое-нибудь новое место, где и происходят знакомства. Пример: бар, где сидел Хан Соло.

7. Приближение к скрытой пещере - герой приближается к точке, ради которой и начиналось приключение. Пример: Люк Скайуокер впервые попадает на Звезду Смерти.

8. Главное испытание - герой сталкивается со смертельной опасностью или со своим главным страхом. Пример: гигантский пресс для мусора, который чуть не убивает Люка и Лею.

9. Награда - после спасения из смертельной опасности или преодоления главного страха, герой получает награду. Пример: Люк спасает Лею и забирает чертежи Звезды Смерти.

10. Обратный путь - но опасность еще не миновала. За героями устремляется охота или другое явление, которое мешает им выбраться. Пример: Дарт Вейдер преследует героев.

11. Возрождение - герой снова оказывается на грани гибели. Но в самый последний момент происходит событие, которое не дает герою умереть и обрести новые знания. Пример: Люк кажется убитым, но невероятным образом оживает.

12. Возвращение с эликсиром - герой возвращается домой, с новыми знаниями, опытом или надеждой на будущее. Пример: Люк восстанавливает на какое-то время мир и порядок в галактике.

На этом архетипы и стадии заканчиваются. Если Вам понравилась концепция и Вы готовы по ней работать либо просто интересуетесь фильмами, то рекомендую самостоятельно ознакомиться с книгой. "Путешествие писателя" является более объемной работой и полна разных нюансов. Только при прочтении книги, эту концепцию можно применять на своей практике.

Если хотите увидеть концепцию с иллюстрациями, то нажимайте сюда