Больше рецензий

tentation

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 мая 2023 г. 16:20

84

4

Мне нравится читать чужие дневники. Из них можно узнать массу любопытного, не только о мыслях автора и происходящем с ним, но и незначительные детали быта.
Есть дневники буквально созданные, чтобы быть изданными, другие же пишутся исключительно для себя, без самоцензуры, и лучше бы они и остались только личными. Также понятно, что поклонники готовы читать любые записки своего кумира, но увы часто остаются разочарованы тем, что их кумир совсем не столь прекрасен, как хотелось бы.

«мы не созданы для счастья, есть вещи важнее, чем счастье»

«Мартиролог» или перечень страданий — дневники культового режиссера Андрея Тарковского с 1970 года и до его смерти в 1986 году.

Если вы смотрели хоть один фильм Тарковского вас не должен удивлять его «перечень страданий». Сумрачные, трагичные, неоднозначные. «Ключевые слова в отзывах на фильмы Тарковского — «долго», «скучно», «слож­но» И дневник его такой же — скучный, сложный, неоднозначный. Его фильмы требуют 100% внимания, требуют времени, требуют эмоциональной вовлеченности. И он сам требует, требует, требует, оставаясь при этом сам в долгу.

Его дневник очень интересен, особенно когда он пишет не только сколько кому должен, а о своих убеждениях и философии, когда приводит очень любопытные и неизбитые цитаты. Мы можем проследить, как совершенно невероятно работает его мозг — он буквально из кем-то случайно оброненной фразы может придумать концепцию для нового фильма. Но дневник также дает нам представление о его личности, и личность оказывается не такой уж и приятной. Хотя давно уже стоит отказаться (мне по крайней мере) от идеализации талантливых людей.

У Тарковского была очень непростая жизнь, сложные отношения с родителями, особенно с отцом. Арсений Тарковский оставил семью, когда Андрею было три года. «Жизнь была необычно трудной во всех смыслах». А дальше война, эвакуация… И тем удивительнее видеть в дневнике инфантильного и совершенно не приспособленного к жизни человека.
Постоянно мелькают списки тех кому Тарковский должен, списки дел, которые он не делает. Читаешь и не знаешь то ли плакать, то ли смеяться. Хотя к концу дневников все сложнее удержаться от слез, видя как постепенно угасает жизнь, как подводит тело, как раку наплевать сколько у тебя еще гениальных идей и планов.

Конечно, было много сложностей, но была и другая сторона. Потрясающие поездки, любимая работа, любящие жена и сын, интереснейшие книги, восторженные зрители все это было в жизни великого режиссера, но вызывало скуку, тоску, ностальгию. И как же все-таки трудно жить, считая, что кругом одни идиоты. Рассказанная кем-то другим, это могла быть увлекательнейшая история, вдохновляющая и необычная (много ли человек из СССР ездили снимать фильмы в Японию?) Но мы имеем темную, меланхоличную картину. Даже Италия у него черно-белая, но не пронизанная солнцем Италия Феллини, а будто присыпанная пеплом. Только вместо длинного кадра, короткие рубленные фразы и сокращения. Чего стоит сухое «работал», за которым кроется все самое уникальное. Вообщем, прелюбопытнейшая вещь получилась о том, как «трудно быть богом»