Больше рецензий

31 мая 2023 г. 23:17

411

3 Спойлер Герман Мелвилл «Мои Дик»

#отчитано #спойлеры

Третья попытка совладать с великой классикой американской прозы наконец-то оказалась успешной. Без дополнительных материалов, как мне кажется, крайне сложно пробираться через массивные смысловые джунгли, которые начинаются примерно после первой четверти романа «Моби Дик». Но я не пожалел, путешествие выдалось сложное и долгое, но все же полезное и любопытное.

Сюжет можно описать кратко. Жил-был моряк Измаил, нанятый со своим новым другом Квикегом на китобойное судно «Пекод», капитан которого, Ахав, является поехавшим стариком, через все края переполненным местью к некоему киту Моби Дику, в прошлом лишившего Ахова ноги. В конце, после всех очень подробных справочных описаний видов китов и китобойных процессов, «Пекод» терпит крушение, а Измаил остается единственным выжившим.

Интересный литературный ход романа состоит в том, что Измаил не является его главным героем. Измаил будто постепенно растворяется в рутине плавания, даже в какой-то момент я забыл о его существовании. Отсюда два противоположных ощущения: 1) в книге совсем нет главных героев, это роман-размышление или роман-процесс, как в известном высказывании про самурая, у которого нет цели, есть только путь; 2) в книге все, у кого есть имя, — и Моби Дик и автор в том числе, — являются главными героями, ведь их действия, разговоры и старания повлиять на ход событий имеют место.

Море, философия, социальный слой, приключения, притча… Не просто так роман называют «синтетическим», потому что повествование на каждом уровне работает. Вопросы разве что к органичности каждого из этих уровней, так как постоянный изменяющийся повествовательный срез здесь совсем не плавный: лирика, энциклопедия и, внезапно, драматическая форма. Грубо говоря, пьяный кореш-моряк пытается рассказать короткую увлекательную историю, но каждый раз отвлекается на косвенные темы. В этом смысле не могу не сравнить с «Войной и миром», где Толстой филигранно сглаживал подобные смысловые переходы (хотя в эпилоге все равно умудрился объемно покричать на облако).

Спустя время (а прошло месяца два), когда мое впечатление уже выкристаллизовалось во что-то однозначное, могу заявить, что «Моби дик» полезен не только как читательское упражнение, но и как сложный набор рефлексий на выше перечисленные синтетические темы. А рефлексия своего прошлого и настоящего это важный момент, хотя и не без противоречий и конфликтов, для понимания своей культуры, менталитета и прочего в контексте США того времени. И многое здесь легко экстраполируется на свою страну, на свой век и быт.

Море/океан.
Здесь очень насыщенные и живые морские декорации. Не секрет даже, что Мелвилл придавал высокое значение китобойному промыслу, который, в свою очередь, к середине 19 века исчез. Отдельно исследуется конфликты стихии и человека, капитана и его подручных, внеуставные поведенческие моменты.

Философия.
Много-много-много размышлений автора обо всем и ни о чем: гордость, судьба, смысл жизни. Я в философии не силен, поэтому упрощаю так — Человек VS Природа, Человек VS Бог.

Социальный подтекст.
Самый интересный слой. «Пекод» — это США в миниатюре, где есть микс культур и национальностей. По ходу повествования герои встречают французские, английские и прочие китобойные суда, которые наполнены своими культурными и национальными особенностями. Такое получилось плавающее американское мини-государство, где цивилизованные представители силятся со всей силы понять дикие порядки, условно, аборигенов, «нигретят», индейцев, персов… и таким образом христианство и язычество находят общее — идею равенство человека перед человеком. Сам корабль-государство несется в неизвестное. Еще и сумасшедший капитан-руководитель (корабельный призрак в начале романа), у которого есть выбор: вернуться на сушу несчастным и не расплатившимся, но спасшим всех «граждан» корабля; либо накормить свою гордыню и не смотря на жизни умереть. Такой нетривиальный подтекст пресыщенности властью. Не стоит забывать про административный аппарат: Вилдад (пусть будет министр финансов) — скупой, не выходит в море, прошлое Америки, сторонник идеи — походить, вернуться и ничего нового не приобрести. Старбек (зам президента) — старший помощник, твердо стоит на ногах, выражает трезвые идеи (убийство кита — грех), воплощение осторожности и рациональности, для него человек на первом плане.

Роман-путешествие.
Риск китобоев здесь будто расширяет кругозор «сухопутных крыс», ведь они помимо живодерства еще и открывают мир. Есть вот даже наглядный маршрут, по которому двигался «Пекод» — я залил на полчаса.

Роман-притча.
Пожалуй самый жирный слой и на любителя. Религиозные символы и иносказания, которые нужно еще разгадывать, благо за нас это уже всё сделали специальные специалисты:
- Кит или Левиафан (я до сих пор путаюсь в отличиях) — символ Бога, который наказывает людишек, возомнивших себя главными на водной территории, где они уже не так сильны; дополнительный символ многозначности; хаос, смертоносная сила, пожиратель душ;
- Белый цвет кита — тайна, в романе вообще есть отдельная глава про белый цвет волос, шерсти…;
- Ахав (который капитан) — самоуверенность, бунт, противник божьей воли;
- Измаил (который начинает повествование и заканчивает) — романтик без прошлого (опять же Америка), странствующий искатель своего пути или библейский странник;
- Квикег (пастельный партнер Измаила, его друг, каннибал) — «природный человек», символ предубеждения, что не мешает ему быть нравственнее и добродетельнее многих цивилизованных людей;
- Китобойное судно «Пекод» — опять же символ Америки, государства.

КОРОЧЕ. Это титаническое произведение. Можно копать, ковырять и препарировать отдельные главы до бесконечности. Назвать «Моби Дик» любимым и понравившимся у меня не получается, но его вклад в мое читательские скитания точно не лишний и представляет гигантскую ценность. Опять же упрощая идею романа — рассматривать ситуации нужно с разных точек зрения, а еще мир многообразен, а еще мнение другого нужно уважать, а еще злоба и месть = гибель.

Из моих личных маленьких открытий: сеть кофеен "Starbucks" названа в честь персонажа романа «Моби Дик» – первого помощника капитана Старбека, музыкант Moby — потомок Германа Мелвилла — автора «Моби Дика», китовый жир — нефть того времени (до повсеместного использования электричества китовый жир служил для освещения улиц и жилищ, а из китового уса делали прочные элементы корсетов).

Экранизации так не посмотрел, как-то перенасытился морской тематикой, и без того не сильно для меня интересной, но обязательно закрою этот пункт.

Отдельно про влияние на фильм Аранофски «Кит». Главный герой — кит, его дочь Элли — капитан Ахав, которая мстит за несчастное детство без отца и верит, что расплата принесет хоть какой-то покой или удовлетворение.

Источник