Больше рецензий

2 июня 2023 г. 01:09

1K

4.5 Ars longa, vita brevis!

В сторону Сванна



I Структура

«В сторону Сванна» — первая из семи частей magnum opus («великая работа», лучшая работа писателя) Марселя Пруста под названием «В поисках утраченного времени». 

«В сторону Сванна» состоит из трёх частей: «Комбре» — воспоминания рассказчика о днях юности, проведённых в городке Комбре; «Любовь Сванна» — история любви-болезни близкого друга семьи рассказчика; «Имена мест: имя» — продолжение линии «Комбре», история первой любви главного героя (описания предельно схематичны).

Книга во многом была создана как способ познания себя, своего сознания, своей психики на основе личных впечатлений и переживаний. «В сторону Сванна» не обладает линейностью повествования. Текст строится из ощущений, воспоминаний, чувств, мыслей, которые переплетаются как нити полотна, выстраивая цельную систему. При рассмотрении небольшого кусочка этого общего полотна может показаться, что все мазки хаотичны, но со временем эти хаотичные детали складываются во вполне логичный пазл.

Повествование в произведении идёт от первого лица, но имя рассказчика мы узнаем лишь в одном из последующих томов романа. Как и автора, главного героя зовут Марсель, но большинство литературоведов настаивают на том, что личность автора и героя нужно разграничивать. 




II Герои и искусство

Как известно, одной из важнейших способностей великого художника является умение придавать жизнь своим персонажам. Марсель Пруст, безусловно, обладал этим даром. Каждый созданный на страницах романа герой является частью пазла, который раскрывает перед нами многогранный мир эмоций, чувств, отношений рассказчика.

Тематика искусства является важным элементом раскрытия персонажей. Любопытно, что впервые данная тема просачивается в текст не через утончённого эстета Шарля Сванна, но через бабушку главного героя. Одним из важнейших эпизодов всей книги является сцена из части «Комбре», где бабушка рассказчика хочет с детства приучать юного Марселя к образам прекрасного. Желая познакомить внука с миром архитектуры, бабушка не выбирает простой метод приобретения фотографии собора, но создаёт из этого знакомства слоёный пирог, выбирая не фотографию собора, а картину, изображающую его, а затем и старинную гравюру с этой картины. Таким образом каждый последующий слой создаёт новый уровень восприятия объекта через мир искусства.

Главный герой второй части первого тома, интеллектуал и ценитель искусства Шарль Сванн, оживает на страницах романа, обретая глубину и сложность реального человека. Пруст с мастерством раскрывает нам внутренний мир Сванна, его мысли, чувства, сомнения и страсти. Через наблюдения и размышления Сванна, Пруст обрисовывает портрет не только одного человека, но и общества, эпохи, и даже самой природы времени. В жизни Шарля Сванна искусство и реальность неразрывно переплетаются, создавая уникальную динамику его существования. Сванн, будучи человеком тонкой эстетической натуры, видит в искусстве отражение своих собственных эмоций, чувств и стремлений. Искусство становится для Сванна не просто источником вдохновения, но и средством понимания и интерпретации реальности. Миры живописи, музыки, литературы проникают в его сознание и переплетается с реальностью. 

«Порой она смотрела на него тоскливым взглядом, и он узнавал лицо, достойное занять место в «Жизни Моисея» Боттичелли, переносил его на картину, придавал шее Одетты нужный изгиб; и вписывал ее темперой в пятнадцатый век, в фреску Сикстинской капеллы»

Воспринимая таким образом окружающий мир, Сванн видит в каждом человеке особенного героя, словно вышедшего с полотна великого художника. Он обращает внимание на детали, мимику, жесты и тонкости человеческого поведения, видя в них отголоски произведений искусства.

Восприятие Сванном жизни через призму искусства, на мой взгляд, является одновременно подарком судьбы и его величайшим горем. Воздвигнув в своей голове художественный образ женщины, он обрёк себя на уйму страданий. Любовь Сванна к кокотке Одетте была сформирована в синтезе с живописными образами девушек с картин Сандро Боттичелли и музыкальной фразой, так часто игравшей при встречах пары. Когда человек влюбляется в идеал, созданный в воображении, а затем обнаруживает всю низость и бездуховность реального объекта страсти, чаще всего он остаётся обречённым на боль и одиночество. 

В процессе чтения мы неизбежно начинаем отражать себя в переживаниях Сванна, находим отклик в его мыслях и сомнениях. Пруст позволяет нам увидеть себя в этом герое и задуматься о нашем собственном пути. Таким образом, Пруст не только создает живого героя в лице Сванна, но и возносит его до уровня универсальности, призывая нас к восприятию и пониманию себя с помощью искусства.




III Образы природы

Природу можно назвать одним из самых значительных героев в романе. Она играет роль не только декорации, но и активного участника в развитии сюжета, раскрывая внутренний мир героев и обогащая повествование своей символической силой. Природа служит зеркалом для чувственных впечатлений и рефлексии героев.

«Боярышник замер в неподвижном безмолвии, но этот пульсирующий запах был словно гудение его напряженной жизни, от которой алтарь трепетал, точь-в-точь деревенская изгородь, где шевелятся живые усики, о которых я вспоминал, глядя на рыжеватые тычинки, будто хранившие весеннюю злобу насекомых, сегодня уже преображенных в цветы, и их докучную власть»




IV Стиль письма

На страницах романа писатель применяет множество литературных приемов и техник, чтобы передать сложность человеческого опыта и разнообразие внутреннего мира героев. Одной из ключевых черт произведения является детализация и описательность. Автор уделяет много внимания описанию деталей окружающего мира, впечатлений, эмоций и внутреннего мира своих персонажей. Марсель Пруст — писатель для самых терпеливых читателей. Он способен извлекать смысл из сцен и ситуаций, которые другие писатели проигнорировали бы как не столь важные, а читатель щедро вознаграждается за своё внимание.

Роман также отличается длинными и сложными предложениями, богатыми фразеологизмами, аналогиями и метафорами. Концентрированная красота, чистое искусство и богатство языка — вот как я вижу стиль письма Марселя Пруста. Писатель искусно играет с языком, создавая изысканные и красочные образы, описывая одно явление с помощью другого. Этому полюбившемуся мне художественному методу сравнений я посвятила не один пост на канале, которые можно найти по хэштегу #пруст_dearte. 

Определённо важнейшим элементом стилистики, который создает ощущение многогранности времени и придает тексту глубину и сложность, является использование памяти и воспоминаний. Пруст исследует сложные и многогранные отношения между прошлым и настоящим, раскрывая связи между разными эпохами и периодами жизни героев. Память становится своего рода фильтром, сквозь который проходят воспоминания, и создает сложную сеть ассоциаций и связей. Этот приём не только позволяет глубже понять героев, их мотивы и поведение, но и расширяет представление о времени и его влиянии на жизнь человека. Пруст показывает, что прошлое и настоящее переплетены, что мы не можем полностью отделиться от своих воспоминаний и опыта, а они, в свою очередь, формируют нашу идентичность и взаимодействие с миром.

Самым ярким и популярным эпизодом всей книги, который демонстрирует данный аспект романа является сцена с культовым печеньем мадлен. В этом эпизоде рассказчик, пробуя печенье, неожиданно вспоминает далекие детские годы и переносится в прошлое, воскрешая в своей памяти не только вкус и запах, но и все связанные с ними эмоции и впечатления. Такая маленькая вещь, как печенье, становится порталом, через который герой переживает свои прошлые воспоминания и вновь ощущает себя ребенком, погружаясь в мир своей юности.

«Вдруг воспоминание воскресло. Такой вкус был у кусочка мадленки, которым по воскресным утрам в Комбре (потому что в этот день до обедни я сидел дома) угощала меня тетя Леони, когда я приходил к ней в спальню поздороваться, причем сначала она макала его в свой чай или липовый отвар. При виде мадленки я ничего не вспомнил, пока ее не попробовал; и впрямь, я же не ел мадленок с тех самых пор, хотя часто видел их на полках в кондитерских, и потому их образ отделился у меня от дней, проведенных в Комбре, и связался с другими, более недавними; <…> одни только запах и вкус, более хрупкие, но и более живучие, менее вещественные, более стойкие, более верные, еще долго, как души, живут в развалинах всего остального и напоминают о себе, ждут, надеются и неутомимо несут в своих почти неощутимых капельках огромную конструкцию воспоминанья»




V Тема писательства

Для меня лично особую значимость имела также развивающаяся тема писательства. Постепенно раскрывающийся мир творческих мучений главного героя не оставил меня безразличной. Все те эмоции, сомнения и внутренние поиски, которыми пронизана эта часть романа, затронули меня глубоко и вызвали отклик.

«…раз я намерен стать писателем, пора бы решить, что именно я собираюсь сочинить. Но как только я над этим задумывался и пытался найти сюжет, в который можно вложить бесконечное философское содержание, мой интеллект отказывался мне служить, в голове становилось пусто, и я чувствовал, что мне не хватает таланта, а может быть, ему мешает проявиться какое-нибудь мозговое заболевание»

Данная цитата иллюстрирует внутреннюю борьбу и самокритику рассказчика, его стремление к творчеству и поиску глубокого содержания. В романе исследуется не сам процесс создания литературного произведения, но душевные препятствия, сомнения и поиски писателя. На первый план выдвигаются вопросы о творческом вдохновении, ограничениях интеллекта и самооценке творца.




VI Пробуждение созерцательности

Скорость жизни в XXI веке столь стремительна, что её можно сравнить со скоростным поездом, который несётся вперёд, не замечая мира вокруг. Почти каждый из нас сидит в этом поезде, но каждая попытка посмотреть в окно срывается суетой и неистовым движением. Мы пропускаем мимо своих глаз прекрасные пейзажи и моменты, полные значимости, забывая насладиться мгновениями и погрузиться в глубину собственных мыслей. Вся жизнь сливается в один гигантский поток, и мы иногда забываем замечать красоту, что окружает нас на пути. Роман Марселя Пруста — одно из лучших произведений мировой литературы, которое заставляет задуматься над этой проблемой.

«В сторону Сванна» является своеобразным укором, который напоминает нам о значимости замедлить темп и внимательно взглянуть на жизнь вокруг. В этом произведении пространство и время тесно переплетены, и рассказчик призывает нас остановиться и обратить внимание на тонкие детали, на эмоции и впечатления, которые часто ускользают в быстротечности нашего существования.

Читая этот роман, мы погружаемся в мир внутренних переживаний героев, и в этом погружении мы находим отражение самих себя. Пруст провоцирует нас задуматься о времени, памяти, любви и искусстве. Он заставляет нас оценить каждый момент, каждую мелочь, которая влияет на нашу жизнь и определяет наши отношения с окружающим миром.

Через свой текст Пруст напоминает нам о том, что наше существование не должно быть лишь бегством от мгновений, а должно стать поиском глубины и осознания. Величие этого романа заключается в том, что он способен затронуть читателя настолько глубоко, что он начинает замечать красоту мира, которая раньше ускользала от его взгляда, уникальность каждого моменты бытия.

«Я ведь видел в новой книге не вещь, одну из множества таких же вещей, а уникальное существо, которое живет своей собственной жизнью»

Таким образом, роман «В поисках утраченного времени» оказывает сильное влияние на нас, он побуждает нас отвлечься от беглости современной жизни и насладиться моментом, почувствовать глубину собственных мыслей и эмоций. Он помогает нам осознать, что внимательность и восприятие прекрасного способны преобразить наше существование и оживить в нас истинное чувство присутствия в мире.




VII Мои впечатления

Я сошлась с автором, его методом повествования и восприятием мира. За время чтения (в электронном формате) у меня вышло более девяти сотен выделений и заметок, что очень показательно. Первая из семи частей романа-эпопеи впечатлила меня и я нахожусь в предвкушении прочтения последующих частей.

Спустя более одной сотни лет после смерти Марселя Пруста его книги продолжают читать, обсуждать, анализировать и рецензировать. Французский писатель бессмертен, ведь он высек себя в вечном драгоценном камне, в одной из величайших книг в истории литературы, которая навеки оставит его имя на устах читателей по всему миру. Ars longa, vita brevis — жизнь коротка, искусство вечно.


мой телеграм канал