Больше рецензий

3 июня 2023 г. 18:51

216

4 Происхождение приема

Автор предпринимает своего рода литературный и отчасти психологический эксперимент: в течение года ежемесячно совершает поездки в ничем не примечательный и неназываемый (я тоже называть не буду, каждому читателю интереснее самому это выяснить) областной центр с целью его описания. Делать ему там особо нечего, смотреть — не на что. Такой выходит эмоциональный и событийный минимализм.
Последняя аналогия неслучайна, поскольку эксперимент этот своим источником имеет современное искусство (отдает автор себе в этом отчет или нет), как раз начиная с минимализма и постминимализма. В искусстве последних 50 лет есть такой жанр или стратегия: берется какой-то объект и проводится его полевое исследование, собирается документация — фотографии, видео- и аудиозаписи, текстовые свидетельства, найденные объекты. Часто таким объектом становится именно место, так что исследование предполагает поездки, перемещения в пространстве.
Ближайший (не по времени, разумеется, а по сути) прототип, который мне приходит в голову — это "Путешествие к памятникам Пассеика" Роберта Смитсона, который совершил паломничество в свой родной и тоже непримечательный городишко, подробно описал впечатления и сопроводил их подборкой фотографий с изображением упомянутых "памятников" — водосточной трубы, автостоянки, детской песочницы и тому подобной бытовой хрени. Также можно вспомнить знаменитые фотокниги Эда Рушея, в особенности первую из них — "26 заправочных станций". Суть всех этих проектов в том, что их авторы фиксируют внимание на повседневном фоне, стремясь сохранить при этом саму его "фоновость" (отсутствие значимых различий) и при этом как бы самоустраняются из собственного произведения (это стремление вообще в высшей степени характерно для неоавангарда 60-70-х годов).
Понятно, что Данилов придает этому методу более литературный и, так сказать, более "вовлеченный", психологически нагруженный характер (скажем, он следит за тем, как описываемый город "входит ему в печенку" — то есть становится близким, вызывает чувство идентификации, — хотя особо и не распространяется по этому поводу). Понятно также, что вероятным ориентиром для него служат тексты Добычина ("выдающегося русского писателя", много лет прожившего в описываемом городе и тоже в тексте не называемого). Но вообще генеалогия приема такова, как я описал. Более того, "Описание города" помогает чуть лучше почувствовать настроение тех давних, но все еще актуальных художественных опытов.